Автоновости

Мистер Saab – Эрик Карлссон: шесть любимых моделей из галереи славы

Мистер Saab – Эрик Карлссон: шесть любимых моделей из галереи славы

Карьера Эрика (мистера Saab) Карлссона (Eric Carlsson), суперзвезды международных ралли, продолжается уже шесть десятилетий. Начав с пробных поездок в Троллхеттене, он поднялся на подиум в Монте-Карло и стал международным послом Saab, путешествующим по всему миру. 1 июня 2007года Эрик выбрал шесть своих любимых моделей, по одной их каждого десятилетия. Его воспоминания и сами автомобили легли в основу рассказа о том, как «встали на крыло» автомобилестроительные устремления производителя самолетов.

Будучи маленьким мальчиком, Эрик Карлссон часто стоял на краю аэродрома Троллхеттена, в восхищении наблюдая за фигурами высшего пилотажа, которые выписывал у него над головой самолет Saab. Думал ли он тогда, что однажды Saab начнет делать автомобили, а ему предстоит сыграть важную роль в становлении компании Saab в качестве производителя автомобилей.

Легендарные подвиги Эрика за рулем “маленького красного автомобиля из Швеции” включают две последовательные победы в ралли Монте-Карло и хет-трик в ралли Королевского автомобильного клуба (RAC) в Великобритании. Его успех в начале шестидесятых годов способствовал превращению Saab в бренд мирового уровня. И сегодня в свои 78 лет Эрик по-прежнему принимает активное участие в жизни Saab.

Готовясь к празднованию 60-летней годовщины, он с удовольствием согласился отобрать шесть любимых моделей, по одной из каждого десятилетия.

1950-е годы
“Я думаю, что в сердце каждого из нас особое место занимает первый собственный автомобиль”- говорит он. “В моем случае - это Saab 92, такой же зеленый, какими мы все тогда были. Я купил подержанный Saab 92 в 1952-м году у фермера в Троллхеттене. Мне было тогда 23 года, и я начал работать в местном гараже.

“Saab в то время была большой местной компанией, которая только что начала производить автомобили. Это было захватывающее время, и модель 92, обладающая стремительной формой и созданная с использованием авиационных технологий, была несколько не похожа на другие автомобили. В то время большинство автомобилей имело отдельный кузов и шасси, прикрепленные друг к другу болтами. В отличие от них модель, модель 92 имела единую конструкцию кузова, как основная масса современных автомобилей. Автомобиль был легкий и чрезвычайно прочный, в чем я мог лично удостовериться, принимая участие в ралли.

“Этот автомобиль имел привод на передние колеса и был хорош в управлении. Он обладал небольшим двигателем, но, тем не менее, я мог ехать быстрее больших автомобилей, оснащенных куда более мощными двигателями”.

1960-е годы
Успешные выступления Эрика в местных ралли за рулем модели 92 быстро привели его к полной занятости в Saab в качестве испытателя, разработчика и водителя, участвующего в ралли. Выбор Эрика “автомобиля Saab 60-х” – это знаменитый Saab 96, который принес успех ему и компании в международных ралли. За двадцать лет было продано более 500000 экземпляров этого автомобиля.

“Модель 96 обладала большей мощностью, имела лучшую подвеску, дисковые тормозные механизмы и великолепную управляемость. У нас никогда не было каркаса, защищающего в случае переворота автомобиля, но в случае модели 96 он и не нужен, в чем я мог убедиться множество раз. Хотя меня и прозвали “Карлссон на крыше”, не думаю, что я переворачивался так уж часто. Но я помню один случай, когда, перевернувшись, я попал в канаву, и вода начала заполнять автомобиль. Было такое ощущение, будто сидишь в аквариуме, но стойки были чрезвычайно прочными, так что мы не утонули и вообще не пострадали”.

Традиции авиационного конструирования в сочетании с небольшим весом сделали Saab 96 популярным автомобилем. На заснеженных и обледенелых дорогах Эрик мог в полной мере воспользоваться превосходной управляемостью и уверенным поведением автомобиля. Но он также питает слабость к сестре модели 96 – универсалу Saab 95.

“На самом деле несколько человек удивленно подняли брови, когда я появился на этом автомобиле в 1961-м году в Монте-Карло. Это было неслыханно, но модель 95 с кузовом универсал имела такую же управляемость, что и модель 96. В тот год я закончил гонку четвертым. Мы использовали универсал со спойлером на крыше, потому что он имел четырехступенчатую коробку передач, которая очень помогала на крутых альпийских дорогах”.

1970-е годы
Выбор Карлссона “автомобиля Saab 70-х” – это черный Saab 99 Turbo, который теперь стал культовым автомобилем. “Многие люди в то время говорили, что мы не сможем построить легковой автомобиль с турбированным двигателем”, - говорит Эрик. “Теперь можно сказать: история доказала, что они были не правы”.

Сегодня словосочетание “турбонаддув и Saab” настолько же естественно, как и словосочетание “клубника со сливками” или “яичница с беконом”, но в 1977-м году, ровно 30 лет назад, компания Saab удивила автомобильный мир, представив модель 99 Turbo и заявив о том, что сумела “приручить турбонаддув”.

“Модель 99 обладала великолепным шасси, а турбированный двигатель давал нам достаточно мощи, чтобы использовать ее потенциал”, - говорит Эрик, который помнит секретные тестовые поездки в лесу и свои первые впечатления от взрывного характера этого автомобиля при полном нажатии на педаль акселератора. “Мы потратили немало усилий, чтобы взять наддув под контроль, укротить взрывную мощь двигателя и спустить ее на землю. Но самое главное, мы доказали, что это возможно, и теперь практически каждый пользуется турбонаддувом”.

За всем этим стояла идея создания “компактного двигателя с большой мощностью”. В компании Saab это называют “оптимизацией размера”. В наше время сокращения веса и уменьшения расхода топлива эта идея становится еще более привлекательной. “Наш главный конструктор Пелле Гиллбранд (Pelle Gillbrand), который руководил проектом, изъяснялся очень просто”, - говорит Эрик. “Он объяснял это так: у каждого двигателя есть топливный насос, жидкостный насос и масляный насос, так почему у него не может быть воздушного насоса? В этом и заключается идея турбонаддува, и он считал довольно странным, что ни на одном двигателе он не используется”.

Saab 99, обладающий характерной и узнаваемой внешностью с огибающим ветровым стеклом, как у кабины, ковшеобразным капотом и “самовосстанавливающимися” бамперами, привел компанию Saab в элитный сектор рынка. Это процесс продолжился с приходом “классического” Saab 900. Эта модель разошлась в количестве более 900000 экземпляров.

“Первые серийные автомобили, которые выпускались в черном и темно-красном цветах, комплектовались легкосплавными колесами Inca, дизайн которых напоминал турбину турбокомпрессора, а не машину для измельчения, как полагали некоторые”, - смеется Эрик. “Этот автомобиль был особенным и остается таковым по сегодняшний день. Мы расположили замок зажигания между сиденьями на полу, и многие были весьма удивлены этим. А почему нет? На то имелись веские причины, связанные с эргономикой и обеспечением хорошей безопасности в случае аварии. Такое расположение замка зажигания было похоже на расположение органов управления тягой самолета, которые находятся в кабине между сиденьями. Мы сохранили такое расположение замка зажигания по сей день, и я полагаю, что этим мы еще раз сумели доказать то, что скептики ошибались!”

1980-е годы
Выбор Карлссона “автомобиля Saab 80-х” – это Saab 900 Convertible, который удивил автомобильный мир, когда был показан в качестве дизайнерской разработки на мотор-шоу во Франкфурте в 1983-м году. “Я не думаю, что кто-нибудь мог предполагать, что Saab представит автомобиль со складывающимся верхом”, - говорит Эрик. “В конце концов, он не был тем автомобилем, которого ждали от скандинавского производителя, но, как показало будущее, его ждал огромный успех”.

В 80-х годах автомобили со складывающимся верхом не были так популярны, как сегодня, и компании Saab выпала роль стать пионером в деле повышения привлекательности автомобилей с открытым верхом как практичного, всесезонного транспорта. “У нас был прочный мягкий верх, который быстро складывался и поднимался в полностью автоматическом режиме и был легок в использовании”, - говорит Эрик. “Это было основным требованием, но, кроме того, мы смогли показать людям, что зимой таким автомобилем управлять и пользоваться так же приятно, как и летом”.

Первоначально 900 Convertible поставлялся только на американский рынок, но вскоре начались продажи автомобиля по всему миру. “Этот автомобиль превосходно смотрелся, как с поднятым, так и со сложенным верхом. Он выглядел так, как будто это был совершенно новый автомобиль, а не одна из версий трехдверной модели 900”, - говорит Эрик. “Я до сих пор езжу на Saab Convertible в различное время года. Даже зимой, когда холодно, вы можете сложить мягкий верх, включить отопитель и чувствовать себя очень комфортно”.

Через несколько лет компания Saab организовала несколько мероприятий с участием Convertible, в том числе, поездку в страну полуночного солнца – путешествие по Швеции протяженностью 1500 километров в заполярье к мысу Нордкап на “крышу Европы”. Еще один любимый маршрут, проложенный Эриком, это “ралли Монте-Карлссон. Маршрут начинается у пляжа на Средиземном море в Монако и поднимается вверх в Альпы к горнолыжному курорту, расположенному на высоте 2000 метров над уровнем моря. “Вы можете ездить на автомобиле со сложенным верхом под теплыми лучами солнца, а, поднявшись вверх, через несколько часов оказаться среди снега и льда. Это прекрасная демонстрация того, что может предложить вам Convertible”, - добавляет Эрик.

Компания Saab продала 250000 экземпляров Convertible трех поколений. Во многих странах Европы он был лидером продаж в своем классе.

1990-е годы
В 1986-м году было принято решение использовать автомобили с жесткой крышей, когда Эрик возглавил команду водителей Saab, принявшую участие в испытаниях трех автомобилей 9000 Turbo на знаменитом треке “Long Run” в Талладега Спидвей (Talladega Speedway) в Соединенных Штатах. Почти 20 дней продолжались эти испытания по установлению рекорда скорости и дальности пробега для серийных автомобилей. Автомобили останавливались только для заправки топливом, смены шин и проведения технического обслуживания. Автомобили 9000-й серии прошли 100000 км на средней скорости 213,299 км/ч.

В ознаменование этого достижения была выпущена флагманская версия модели – 9000 Talladega. В Соединенном Королевстве она получила известность как версия Карлссона. Эрик также дал свое имя и одной из версий 900-й серии. Это были скоростные версии, которые позднее, в 1993-м году, нашли свое отражение в беспрецедентном Saab 9000CS Aero, который Эрик выбрал в качестве “автомобиля Saab 90-х”. Это был первый образец лидера модельного ряда, который и по сей день остается флагманом Saab.

“9000 был великим автомобилем, очень просторным и комфортабельным. Это был огромный хэтчбек, который обладал практичностью универсала”, - говорит Эрик. “При сложенных задних сиденьях вы могли перевозить огромное количество багажа, а при поднятых задних сиденьях автомобиль был в точности, как седан”.

Компания Saab разработала также собственную систему управления двигателем – Saab Trionic. Обладая большей производительностью, чем компьютеры, которые доставили человека на Луну, система Saab Trionic стала идеальной платформой для создания более мощной версии Aero. “Новый 2,3-литровый двигатель с турбонаддувом развивал фантастический крутящий момент, и Aero на том момент стал самым быстрым автомобилем, который когда-либо производила компания Saab”, - говорит Эрик.

“Двигатель, в конструкцию которого входили уравновешивающие валы, отличался исключительной плавностью работы и развивал внушительную мощность даже на низких частотах вращения. Он продемонстрировал то, чего мы можем добиться с использованием турбонаддува. Практически на любой передаче вы можете просто нажать педаль и ехать. При описании поездки на 9000 Aero мы всех просили говорить о крутящем моменте”.

“Это был огромный автомобиль, но легко управляемый. И всем нравились его сиденья. Это была одной из причин, благодаря которым автомобили Saab всегда пользовались популярностью. Даже в моем первом автомобиле Saab 92 сиденья были очень комфортабельными”.

Благодаря пятидверному хэтчбеку и седану Saab 9000 марка Saab укрепила свои позиции в сегменте престижных автомобилей. К снятию с производства в 1998-м году было продано более 500000 экземпляров этого автомобиля.

2000-е годы
Если Эрик не садится за руль Saab Convertible, то обычно он едет на Saab 9-5 Aero SportCombi. Но этот автомобиль не годится в конкуренты тому, на котором Эрик остановил свой выбор в качестве автомобиля Saab первого десятилетия нового тысячелетия. Этой чести удостоился Saab Aero X Concept, показанный на мотор-шоу в Женеве в прошлом году.
Обладая крышей, похожей на фонарь кабины самолета и двигателем V6 BioPower с турбонаддувом, который способен работать на чистом биотопливе, что обеспечивает нулевой выброс углекислого газа (CO2), Aero X является концептуальным автомобилем, который удовлетворяет требованиям нового века.

“Швеция имеет славные традиции в области сохранения окружающей среды”, - говорит Эрик. “Так компания Saab первой ввела тормозные колодки, при изготовлении которых не используется асбест, и систему кондиционирования, в которой используется хладагент, не содержащий фреона. Aero X продолжает эти традиции без снижения тех ходовых качеств, которые обеспечивает турбонаддув и которые доставляют всем нам большое удовольствие”.

“Глядя на Aero X, я понимаю, как далеко продвинулись наши автомобили за 60 лет”, - говорит Эрик, которому в 1956-м году довелось поездить на первом двухместном автомобиле Saab – легком Saab Sonett.

“Но я думаю, сейчас хорошее время, чтобы посмотреть вперед в будущее и насладиться автомобилями прошлых лет”, - добавляет он. “Aero X обладает современным дизайном, он демонстрирует то, что в будущем компания Saab будет производить захватывающие дух автомобили. Мы не делали концептуальных автомобилей до 1985-го года, а недавно сделали несколько таких автомобилей, которые показывают, насколько силен дух Saab.

“Огибающее ветровое стекло является характерным для автомобилей Saab. Это, конечно, концепция дизайна, и я не уверен по поводу открывающегося фонаря наподобие самолета и полного отсутствия дверей, но у моего первого автомобиля Saab не было крышки багажника, и двери открывались спереди!”

Выбор Карлссона:

Saab 92 (1950)
Несущий кузов, 2-дверный седан, привод на передние колеса
Двухцилиндровый 2-тактный двигатель с рабочим объемом 764 куб. см, 3-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 25 л.с. при частоте вращения 3800 мин–1. Максимальный крутящий момент: 59 Нм при частоте вращения 2000 мин–1
Максимальная скорость: 105 км/ч.

Saab 96 (1960)
Несущий кузов, 2-дверный седан, привод на передние колеса
Трехцилиндровый 2-тактный двигатель с рабочим объемом 841 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 38 л.с. при частоте вращения 4250 мин–1. Максимальный крутящий момент: 80 Нм при частоте вращения 3000 мин–1
Максимальная скорость: 125 км/ч. Время разгона 0-100 км/ч: 25,6 секунды

Saab 99 Turbo (1977)
Несущий кузов, 3-дверный хэтчбек, привод на передние колеса
Четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и рабочим объемом 1985 куб. см, 4-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 145 л.с. при частоте вращения 5000 мин–1. Максимальный крутящий момент: 235 Нм при частоте вращения 3000 мин–1
Максимальная скорость: 198 км/ч. Время разгона 0-100 км/ч: 8,9 секунды

Saab 900 Turbo Convertible (1986)
Двухдверный четырехместный автомобиль с электроприводом складывания мягкого верха, привод на передние колеса
Четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и рабочим объемом 1985 куб. см, 5-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 175 л.с. при частоте вращения 5300 мин–1. Максимальный крутящий момент: 273 Нм при частоте вращения 3000 мин–1
Максимальная скорость: 205 км/ч. Время разгона 0-100 км/ч: 8,7 секунды

Saab 9000CS Aero (1993)
Несущий кузов, 5-дверный хэтчбек, привод на передние колеса
Четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и рабочим объемом 2290 куб. см, 5-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 225 л.с. при частоте вращения 5500 мин–1. Максимальный крутящий момент: 350 Нм при частоте вращения 1950 мин–1
Максимальная скорость: 240 км/ч. Время разгона 0-100 км/ч: 6,9 секунды

Saab Aero X Concept (2006)
Несущая конструкция, 2-местное купе, открывающаяся крыша, полный привод колес
Двигатель V6 BioPower с двумя турбокомпрессорами и рабочим объемом 2792 куб. см, 7-ступенчатая коробка передач
Максимальная мощность: 400 л.с. при частоте вращения 5000 мин–1. Максимальный крутящий момент: 500 Нм при частоте вращения 2000 мин–1
Максимальная скорость: 250 км/ч (ограничена). Время разгона 0-100 км/ч: 4,9 секунды (запланированное значение)


Партнеры: