Эпоха конвергенции

В 90-х годах минувшего столетия мир пережил «цифровую революцию» - появились и стали широкодоступны мобильные телефоны, флеш-плееры, карманные компьютеры, фото- и видеокамеры и другие цифровые устройства индивидуального применения. Поначалу все цифровые «направления» развивались обособленно, но в какой-то момент количество разных продуктов стало столь велико, что разработчики стали вынуждены заняться их интеграцией друг в друга. Началось эпоха конвергенции. Современные возможности микроэлектроники таковы, что сочетание различных устройств не представляет особых сложностей. Не все проблемы решены, но прогресс уже переступил ту черту, после которой специализированные цифровые устройства выглядят либо архаизмом, либо сугубо профессиональным инструментом. Массовые продукты имеют очевидную тенденцию к группировке вокруг двух принципиально разных формообразующих факторов – мобильного телефона и автомобильного музыкального центра (головного устройства, «магнитолы»). На базе «мобильников» создаются универсальные коммуникаторы с теми функциями, что могут понадобиться пользователю в любой момент времени – фото, диктофон, телефон, Интернет… Автомобильные медиакомплексы, напротив, логично сочетают с тем, чем пользуются автомобилисты – системы громкой связи, навигации, отображения видео и ТВ. АвтоАудиоЦентр представляет свой взгляд на идею конвергенции, сообщая головным устройствам новые, чисто автомобильные функции.
CDD: история, концепция
CDD (Customizable Digital Device) – это масштабный проект московской компании АвтоАудиоЦентр, начатый в 2002 году с демонстрации принципиально нового автомобильного головного устройства, построенного на перепрограммируемой платформе, то есть на принципах персонального компьютера. Собственно говоря, CDD и является компьютером, только очень маленьким, вписанным в габариты обычной «автомагнитолы». По возможностям настройки звукового поля, по количеству сервисных и служебных функций CDD нет равных. Он совмещает в себе CD-ресивер класса high-end, аппаратно-измерительный комплекс с генератором тестовых сигналов, бортовой компьютер, пользовательский ежедневник и многое другое. С 2003 года CDD был в центре внимания посетителей многих международных выставок, где получил признание самых авторитетных экспертов в области автомобилестроения.
В настоящее время проект CDD успешно развивается, уже изготовлено и продано более полутора тысяч экземпляров. Периодически на специальном сайте выкладываются программные обновления. Одна из версий URAL-CDD продаётся в Европе фирмой Audiotech Fischer под маркой Helix. Кроме того, для работы с CDD производится внешний накопитель на базе 2,5-дюймового жёсткого диска с возможностью записи и воспроизведения видеофайлов.
Подробнее о проекте CDD можно прочесть на сайте www.cdd.ru
CDD-Evolution: развитие идей CDD
CDD – это многофункциональный медиакомплеккс, сложный, высокотехнологичный и, соответственно, недешёвый. Однако, многие идеи, заложенные в CDD, могут быть реализованы на более простой и доступной аппаратной платформе. По данным опросов,
проведёнными АвтоАудиоЦентром в Интернете, многие пользователи не нуждаются в таком обилии возможностей, которое предоставляет CDD; они готовы ограничиться более простым набором функций. Результаты опросов легли в основу идеи создания лайт-версий CDD, линейки аппаратов под общим названием CDD-Evolution. В настоящее время автолюбителям предлагается несколько модификаций CDD-Evolution, совмещающих функции CD/МР3-ресивера с возможностью чтения аудиофайлов с носителей USB и SD/MMC и функциями бортового компьютера. В ближайшее время модельный ряд будет дополнен аппаратами со встроенным радар-детектором («антирадаром»), парковочным радаром с ультразвуковыми датчиками контроля расстояния до препятствия (с точностью до 1 см) и датчиком качества бензина. В более отдалённой перспективе CDD-Evolution будут дополнены голосовым информатором и системой телефонной «громкой связи» на основе протокола Bluetooth. Кроме того, появятся устройства сопряжения бортового компьютера с контроллерами автомобилей иностранного производства.
URAL RCD 171 и 172 - первые модели CDD-Evolution
URAL RCD 171 и 172 – первые модели комбинированных головных устройств серии CDD-Evolution. Как уже говорилось, эти модели сочетают в себе традиционные аудиовозможности (проигрывание дисков CD-DA, CD-mp3, всеволновый радиопрёмник) со способностью считывать музыкальную информацию с флеш-карт формата SDMMC и внешних USB-устройств, а так же функции полноценного бортового компьютера с возможностями мониторинга параметров автомобиля, диагностики неисправностей и маршрутизатора.
Звуковой тракт CDD-Evolution ведёт свою родословную от очень удачных с точки зрения качества звучания моделей Урал 114-118. Здесь применили те же транспорт и схему цифро-аналогового преобразования, но усовершенствовали темброблок и усилитель мощности. Кроме того, в CDD-Evolution имеются два линейных фейдерных выхода (стандарт RCA) с повышенным напряжением сигнала (до 4 Вольт). Это даёт большую помехозащищённость для линии передачи сигнала до усилителя. Согласно мнениям автозвуковых экспертов (см.ниже), звучание CD-ресиверов серии CDD-Evolution характеризуется высокой детальностью и «прозрачностью», глубоким, насыщенным басом и очень приятным, достоверным тембром.
Радиоприёмник (тюнер) CDD-Evolution – гордость инженеров ААЦ. Разработанный ещё в 2003 году для серии аппаратов Урал РКД 15-17-21 этот тюнер получился столь удачным, что был немедленно скопирован многими китайскими производителями CD-ресиверов, в том числе и крупными, работающими по аутсорсинговым контрактам (ОЕМ) с JVC и SONY. Ныне для ААЦ модернизированный вариант этого тюнера производится японской компанией MITSUMI (www.mitsumi.co.jp).
Слоты USB и SDMMC используются для переноса аудиофайлов с ПК. URAL автоматически определяет наличие внешних носителей и начинает воспроизведение сразу после их распознавания. Максимальное количество файлов, доступное к прочтению с внешних носителей, составляет 255, папок – 200, уровней вложения – 8. Все аудиофайлы и папки, независимо от носителя, могут сопровождаться названиями и тегами на русском языке (CDD-Evolution поддерживает отображение кириллицы).
Бортовой компьютер выполнен в виде отдельного внешнего блока, подключаемого к CD-ресиверу. Информация о параметрах движения и состоянии систем автомобиля считывается со штатного диагностического разъёма и некоторых датчиков. В настоящее время бортовой компьютер CDD-Evolution способен корректно работать с абсолютным большинством автомобилей отечественного производства, в частности, с ВАЗами, оснащёнными электронными блоками управления (ЭБУ) Январь 7.2 Ителма, Бош М7.9.7, Январь 5.1, Бош М1.5.4, Бош М1.5.4N выпуска после 05.2000г, VS 5.1 Ителма, Бош МР7.0, в автомобилях ГАЗ с электронными блоками управления МИКАС 5.4, 7.1, 7.2, СОАТЭ 301, 302,309, и в автомобилях ИЖ (ОДА), ЗАЗ (Славута), ДЭУ (Сенс) с ЭБУ МИКАС 7.6.
После подключения к К-линии диагностики автомобиля, БК периодически запрашивает с необходимые параметры, которые после соответствующей обработки выводятся на дисплей. Использование К-линии также позволяет считывать, расшифровывать и сбрасывать коды ошибок. Измерение уровня топлива в баке и прогноза пробега на остатке топлива, производится непосредственно самим БК (эти параметры не считываются с К-линии). Для автомобилей ГАЗ БК дополнительно рассчитывает параметры, связанные со скоростью движения.
Вычислительные и диагностические возможности бортового компьютера CDD-Evolution значительно превосходят возможности штатных БК автомобилей ВАЗ Калина, 2110 и Приора. Поэтому они могу выступать как взаимодополняющие устройства: на штатный дисплей имеет смысл выводить оперативные данные (пробег, расход топлива), а БК CDD-Evolution использовать для диагностики и статистического анализа.
Мнения профессионалов
Сергей Сорокин, директор установочной студии «СаундАвто»:
Мне очень понравился звук у CDD-Evolution. Такое впечатление, что играет аппаратура двумя-тремя классами выше. Чистый, сочный звук, потрясающая линейность, абсолютная достоверность. Настоящий HI-FI. Я не склонен идеализировать Урал (как и вообще что-либо), но уверен, что это лучший по звуку Урал за всё время существования этой торговой марки. Конечно, по возможностям тонкой настройки он уступает CDD, но вот по звучанию – почти нет. Отдельных слов достойна оригинальная идея совмещения CD ресивера с бортовым компьютером, особенно с возможностью оперативной диагностики. Думаю, это понравится владельцам «нашемарок».
Феликс Скакун, зам. главного редактора журнала Car&Music, судья-эксперт Лиги Автозвуковых Соревнований:
Ural поражает своей многофункциональностью. Если наличием картридера и порта USB уже никого не удивить, то бортовой компьютер в CD-ресивере – вещь совершенно уникальная. Причем это полнофункциональный компьютер с возможностью диагностики неисправностей, расшифровки и сброса кодов ошибок. Очень востребованной для владельцев отечественных автомобилей будет возможность отображения пробега до очередного техобслуживания.
Наличие разъёма mini-ISO с линейными выходами так же является положительным моментом. Звучание аппарата можно назвать вполне нейтральным, никакой резкости, никакой приукрашености. Порадовало то, что автоматически начнется воспроизведение MP3 или WMA файлов при подключении внешних носителей.
Андрей Бурлак, инженер-разработчик CDD-Evolution:
Нас очень увлекла идея совмещения CD-ресивера и разных сервисных устройств. Начали с БК как самого актуального. Но и самого сложного! В модуле БК нами была предусмотрена возможность программного апгрейда. Так что появление новых функций БК – только вопрос времени. Владельцам даже не нужно будет ничего менять, достаточно приехать в сервисный центр на «перепрошивку». В ближайшее время мы адаптируем БК под некоторые популярные в России иномарки, сделаем речевой информатор. А потом будем работать с каждым производителем автомобилей отдельно, интегрируя CDD-Evolution в СAN-шины. Работаем так же над «дизельными» версиями, в том числе и для грузовиков.
Алексей Фролов, бренд-менеджер Урал компании АвтоАудиоЦентр:
Очевидно, что по доступным головным устройствам у нас в последний год случился некоторый «провал». Рынок перенасыщен, все стараются предложить подешевле. У многих из-за этого страдают качество и надёжность. Мы не хотели включаться в эту гонку экономий, в соревнование «кто дешевле!». Взамен мы предлагаем оригинальную идею, которую ещё долго никто не повторит – слишком велика в CDD-Evolution доля авторского инжиниринга! Хотя если CDD-Evolution начнут просто копировать, мы будем только рады – приоритет всё равно за Уралом, а сделать лучше вряд ли возможно.
Юрий Логинов, Президент компании АвтоАудиоЦентр:
Выпустив в 2004 году (а придумали мы его намного раньше!) многофункциональный программируемый аудиокомплекс URAL-CDD, мы совершили прорыв в другое измерение кар-аудио, в другую Вселенную. Только сейчас возникают робкие попытки частичного повторения идей CDD, в то время как сам URAL-CDD уже продаётся по всему миру! Уверен, что с недорогой серией CD-ресиверов CDD-Evolution мы вновь окажемся на пике интереса и востребованности. Это ведь впервые – такое сочетание устройств в одном аппарате! Уже идёт работа по доводке следующих версий CDD-Evolution, в том числе под цифровые шины иномарок. Так что какое-то время конкурентов на этом рынке нам не будет. А потом, когда другие производители опомнятся и начнут копировать наши идеи, мы уже сможем предложить много нового, ещё более оригинального. Доказав, что российская микроэлектроника может быть лучше любой китайской!
Справка ААЦ
Российский рынок автомобильных головных устройств форматов CD и DVD в стоимостном выражении составляет немногим более $200 млн. В процентном соотношении CD-ресиверы значительно опережают DVD – 72% против 28%. Но не следует забывать, что на рынке по-прежнему присутствуют кассетные магнитолы, составляющие примерно 18% от всех головных устройств. Данных по стоимостному соотношению CD и DVD-ресиверов нет, но можно предположить, что здесь существует примерный паритет, поскольку DVD-проигрыватели значительно дороже, чем CD.
Рынок «чистых» CD-ресиверов можно условно поделить на следующие сегменты:
1.Аппараты неизвестных и «фальшивых» марок (Ferrari, First, Vitek, Bork, Atlanta etc) стоимостью 40-90$. Абсолютное большинство представителей данной группы продаётся через неофициальные или полуофициальные каналы (рынки, мелкие магазины и т.п), не обеспечены гарантийным обслуживанием, имеют низкие качество изготовления и надёжность.
2.Аппараты новых и малоизвестных производителей (Challenger, Mystery, Vieta, Lada, Яуза, Primera, Prology, Velas) а так же самые простые модели фирм – гигантов индустрии car-audio: LG, Samsung, Kenwood, JVC, Clarion, SONY, Pioneer. Ценовой диапазон – от 90 до 150$. Наиболее массовый и востребованный сегмент рынка. Характеризуется минимальным функциональным оснащением. Зачастую аппараты данной категории от разных производителей строятся на одинаковых платформах.
3.Аппараты среднего класса исключительно известных производителей Японии, США, Германии: Blaupunkt, SONY, Kenwood, JVC, Clarion, Alpine, Pioneer и т.д. в ценовой категории от 150 до 400$. Для них характерна мультиформатность, оптимальное соотношение функциональности и стоимости. К этой же группе относятся и модели CDD-Evolution.
4. Аппараты стоимостью от 400$ и выше. Характеризуются большой функциональной насыщенностью, наличием цифрового процессора, задержек сигнала и других сложных систем обработки звука. К этой категории относится URAL-CDD.
5.Автомобильный хай-энд: аппараты с минимальным набором функций и регулировок, часто с внешними блоками ЦАП (обязательно мультибитовыми) и двуполярным питанием. В этом сегменте предложение ограничено 5-6 моделями стоимостью от $1,5 тыс. и выше. Они пользуются очень ограниченным спросом и часто поставляются в Россию только по индивидуальному заказу. В последнее время интерес к таким аппаратам, и без того невысокий, снижается, так как качество звучания современных «процессорных» моделей (категория 4) практически не уступает «хай-энду».
Всего на российском рынке представлены более 30 производителей головных устройств. Лидеры рынка по количеству продаваемых аппаратов – SONY, Pioneer, Kenwood и JVC, в совокупности занимающие более 60% рынка ГУ с CD (данные за 2006 год). По состоянию на 2003 год Урал занимал около 5% российского рынка (автомагнитолы и CD-ресиверы), однако в 2005-2006 годах доля Урала снизилась примерно до 1,5%. Это произошло из-за резкого ослабления интереса к кассетным магнитолам, составлявшим значительную часть производственной программы Урала и опозданием с выводом на рынок новых моделей CD-ресиверов. По плану на 2007 год АвтоАудиоЦентр должен произвести 100 000 головных устройств марки Урал, что соответствует 9-9,5% потребностей рынка. В ценовом сегменте от 140 до 180$ доля Урала в 2007-2008 годах должна составить 13-14%.
Возможности Бортового Компьютера CDD-Evolution
Бортовой компьютер обеспечивает индикацию:
- мгновенного расхода топлива л/ 100км при движении автомобиля или л/час на стоянке;
- остатка топлива в баке
- температуры двигателя;
- напряжения бортовой сети автомобиля;
- общего расхода топлива в литрах и расхода топлива за поездку;
- среднего расхода топлива л/100км и среднего расхода топлива л/100км за поездку;
- средней скорости движения в км/ч и средней скорости за поездку;
- пройденного пути, времени и стоимости поездки;
- кодов неисправности оборудования автомобиля и их текстовую расшифровку
Установку по индикации на дисплее:
- стоимости 1 литра топлива;
- стоимости 1 км пройденного пути;
- звукового предупреждения о превышении скорости в диапазоне 40-200 км/час;
Коррекцию установленных параметров:
- наличия топлива для полного и пустого бака;
- индикации расхода топлива от -90 до +99%;
- индикации скорости (пути) от -90 до +99%;
Включение предупреждающей индикации и звукового сигнала:
- при превышении температуры охлаждающей жидкости двигателя 115 ° С
- при выходе бортового напряжения за пределы 11,5-15,5 В ( за исключением понижения - напряжения при пуске двигателя)
- при превышении установленного предела скорости (по умолчанию 200 км/.час)
Бортовой компьютер позволяет производить:
- измерение и индикацию времени разгона до скорости 100 км/час (кроме БОШ М7.0)
(после достижения автомобилем скорости 100 км/час время разгона высветится в течение нескольких секунд независимо от режима работы ресивера)
- измерение и индикацию максимальной скорости за последний км
(при отключенном зажигании и остановленном двигателе на дисплее будет высвечиваться максимальная скорость на последнем километре пути)
- прогноз пробега на остатке топлива в баке
- установку и контроль остатка пробега до очередного техобслуживания
(БК позволяет устанавливать контролируемую величину пробега от 0 до 99 тыс км для каждого из контролируемых параметров, а также получать предупредительный звуковой сигнал и соответствующую предупредительную индикацию о необходимости ТО при включении замка зажигания, если счетчик пробега контролируемого параметра до ТО установлен в “0”)