Краш-тесты

Краш-тест АЗЛК-2141, 214101 "Святогор"

Краш-тест АЗЛК-2141, 214101

Краш-тест АЗЛК-214145 Святогор АЗЛК-214145 Святогор
Модельный год: 1998
Год проведения теста: 1998

Общая оценка - N/A

Общий рейтинг  

АЗЛК-214101 "Святогор"
    Несмотря на значительный излом крыши, средняя часть кузова оказалась почти не поврежденной. Стойка лобового стекла согнулась немного, а само стекло осталось в проеме, лишь пустив два веера трещин. А водительская дверь, немного выгнутая наружу, открылась как ни в чем не бывало! И явила следующую картину.
    Рулевое колесо сместилось назад немного, а его травмобезопасная конструкция сработала. Обод погнулся, амортизируя удар, а ступица с резиновой накладкой приняла на себя подбородок манекена. Правда, каркас обода внутри мягкой облицовки сломался по стыку со ступицей — и голова манекена проникла вглубь рулевого колеса.
    Желтая краска с его лба оказалась даже на левом подрулевом переключателе! Но перегрузки головы и груди были неопасными.
    Это видно по графику замедления головы, пик которого лишь на короткое время достигает величины 68 g.
    А критерий повреждения головы HIC составил 520, в то время как удар признается опасным при превышении порога в 1000 единиц.
    Но доисторическая панель приборов из жесткого пластика после осмотра оставила чувство откровенной брезгливости. Вся средняя часть панели была вдрызг размолочена с образованием множества острых осколков. Кстати, а откуда в левой части лобового стекла эта звездочка трещин? Оказывается, в этом виновата верхняя часть передней панели.
    Во время удара она отскочила от самой панели, да так сильно, что разбила стекло козырьком комбинации приборов, который остался торчать вверх опасной бритвой. Представляете, что могло бы произойти, если бы болт не выдержал и манекен полетел головой прямиком на это скальпирующее приспособление?
    Пол в районе ног водителя выглядит неплохо - деформация небольшая, педали смещены несущественно. А что касается коленей водителя, то хотя нагрузки при этом ударе были неопасными, но из правой "коленной чашечки" манекена пришлось долго выковыривать острые осколки пластика от разбитого кожуха рулевой колонки.
    Можно похвалить сиденья. Они остались на месте, а продуманное расположение точек крепления ремней помогло избежать подныривания манекенов под поясную лямку ремня.
    Кстати, крепление кресел у Москвича "одноразовое" - замок ремня установлен таким образом, что при рывке салазки намертво зажимаются и фиксируют сиденье от перемещения вперед. Но отодвинуть сиденье после удара - например, для того, чтобы легче извлечь человека из смятого автомобиля, - уже невозможно.
    На большинстве автомобилей при левостороннем ударе правый пассажир страдает намного меньше, чем водитель. Но Москвич здесь относится к меньшинству. Сидящий справа манекен при кивке достал головой до крышки перчаточного ящика и даже рассадил "кожу" на лбу, а коленями уперся в переднюю панель под "бардачком". А места для ступней справа оказалось даже меньше, чем со стороны водителя. Виной тому - задний торец коробки передач, который здорово выдавил наружу пол справа от центрального тоннеля.

Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте газеты "Авторевю".


Краш-тест АЗЛК-214145 Святогор АЗЛК-214145 Святогор
Модельный год: 2001
Год проведения теста: 2001

Общая оценка - 4 (25%)

Общий рейтинг  

АЗЛК-214101 "Святогор"

    За тридцать с лишним лет работы отдела безопасности автомобилей Дмитровского полигона здесь провели немало краш-тестов. Более пяти сотен. Во всяком случае, последний удар в протоколах значится как «эксперимент №588». Довольно часто объектом этих краш-тестов был и переднеприводный Москвич-2141, ныне Святогор. Но никогда до этого Святогор не били на скорости 64 км/ч — водительской стороной передка о специальный деформируемый барьер!
    Если перед первым краш-тестом Святогора на ВАЗе специалистам пришлось заново нарезать сорванную при сборке машины резьбу болта крепления водительского ремня безопасности, то на этой машине ремней не было вовсе. Равно как и батареи, карбюратора, глушителя... Некомплект! Пришлось ставить ремни самостоятельно.
    Различия в тяжести столкновения стали видны сразу же после удара. Излом стойки лобового стекла и крыши над водительской дверью был заметно сильнее, чем во время того краш-теста по старым правилам. И это несмотря на то, что немалую часть кинетической энергии автомобиля поглотили смятые соты деформируемого барьера!
    Колесо достало до порога, а водительскую дверь намертво заклинило в проеме. Меж тем, при «половинном» ударе в жесткий барьер на скорости 50 км/ч дверь первого Святогора открылась без проблем.
    Кстати, внутри двери обнаружилась дополнительная металлическая продольная планка, установку которой на заводе ввели для лучшей защиты при боковом ударе. Не будь ее, дверь сложилась бы легче. А усиленная дверь все-таки помогла удержать смещение стойки лобового стекла на уровне 75 мм. Например, у седана Audi A4 предыдущего поколения после краш-теста EuroNCAP стойка ушла назад на 104 мм.
    В салоне - ничего трагичного. Руль сместился внутрь салона на 115 мм, вниз на 60 мм и немного ушел вправо. Много это или мало? По сравнению с лучшими иномарками - много. Но когда эксперты EuroNCAP, например, испытывали Citroen Xantia, смещение рулевой колонки составило 145 мм внутрь салона и 111 мм вверх. Так что бывает и хуже.
    Так хорошо перенести столкновение Святогору вновь помогла компоновка с продольным расположением силового агрегата. Как и во время первого краш-теста, удар пришелся мимо двигателя, который почти не передавал усилие дальше на кузов. Сминался лишь левый лонжерон - и водительская сторона силовой структуры салона. И эта деформация проходила очень благоприятно! Анализ кинограммы показал, что водитель, как и в первый раз, налег грудью и головой на баранку. Правда, на этот раз голова манекена соскользнула с погнутого обода влево и достала до передней панели. Но показания датчиков при этом не так уж и велики. Голова водителя испытала пиковую шестидесятикратную перегрузку (60 g, то есть в 60 раз выше ускорения свободного падения). Это нормально — ученые уверяют, что человеческий мозг в состоянии вынести кратковременно даже 72 g! Коэффициент вероятности повреждения головы HIC (Head Injury Criteria) составил 550 - это почти вдвое ниже пороговой величины 1000. Правда, нагрузки на грудь водителя и пассажира оказались значительными - когда манекены под действием огромной силы инерции повисли на ремнях, лямки здорово продавили их тарированные металлические «ребра».
    Есть и откровенно опасные моменты. Например, при отскоке водителя сильно отбросило назад - да так, что изгибающий момент шеи превысил безопасный уровень, а затылок очень сильно ударился о среднюю стойку. Потом оба манекена ткнулись макушками в потолок, оставив на обивке следы цветного мела от «боевой раскраски», и только потом замерли в неестественных позах. Да, сравнивать Святогор с новейшими иномарками рановато. Но для автомобиля, который создавался двадцать лет назад, так достойно выдержать современное испытание - это отличный результат. Эх, если бы еще оснастить Святогор водительской подушкой безопасности и современными ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия! Но заводу сейчас, похоже, не до этого.
    Кстати, финальный рейтинг (количество звезд) по методике EuroNCAP определить мы пока не можем. Для этого как минимум нужно провести еще и боковой краш-тест! А потом сложить баллы, полученные в двух испытаниях. Боковых краш-тестов с деформируемыми барьерами на Дмитровском полигоне пока не было. Но разгонная тележка, на которой можно закрепить барьер, здесь есть.

Подробнее об этом краш-тесте читайте на сайте газеты "Авторевю".



Партнеры: