Разное-интересное

Рынок автомобилей в России: конец бума

Рынок автомобилей в России: конец бума

Рынок автомобилей в сентябре. Торможение

По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые три квартала нынешнего года в России было реализовано 1 921 282 новых автомобиля, что на 45% (или на 593 345 экз.) больше, чем за аналогичный период 2010 г. В сентябре продажи выросли на 26%.

На первый взгляд, дела на автомобильном рынке идут весьма неплохо, однако темпы роста снижаются на протяжении вот уже нескольких месяцев. В июне рост составил 40% в годовом исчислении, в июле – 27%, в августе – 32%. То есть, традиционно «просев» в середине лета, рынок так и не смог вновь выйти на прежние позиции. При этом «АвтоВАЗ», продающий в России в несколько раз больше автомобилей, чем любая зарубежная компания, продемонстрировал нулевой рост, а сразу два его некогда самых популярных семейства («классика» и Kalina) вообще «ушли в минус»!

Не лучшим образом обстоят дела и у целого ряда иностранных «бюджетников»: Renault Logan в сентябре продавался хуже, чем в августе, такая же ситуация и у Daewoo Nexia, отрицательный рост по сравнению с сентябрем прошлого года показали Kia Rio и Chevrolet Aveo. И если две последние модели, скорее всего, столкнулись с трудностями смены поколений (как и прибавлявший в продажах медленнее рынка Ford Focus), то Logan и Nexia, похоже, ощутили на себе дыхание новой волны кризиса. В сегменте недорогих авто увереннее других чувствуют себя Hyundai Solaris и VW Polo, но из-за очередей их продажи могут расти по инерции: сейчас продаются в основном заказанные ранее машины, а нынешнее падение спроса на бюджетные авто скажется на этих моделях только через несколько месяцев.

Hyundai SolarisЛада Калина

Самым же тревожным звоночком для участников автомобильного рынка 2011 является сейчас даже не замедление темпов роста (хотя многие уже сравнивают нынешнюю ситуацию с той, что наблюдалась перед кризисом 2008 года), а тот факт, что банки в последнее время ужесточают кредитную политику. По словам владельца дистрибуторской компании "Квингруп" Ленура Ислямова, которые приводит газета «Коммерсантъ», в кредит покупается до 50% автомобилей бюджетного сегмента, однако в последние месяцы банки стали значительно реже выдавать автокредиты именно той категории покупателей, которую могут заинтересовать недорогие модели.

Автомобильный рынок 2011: что дальше?

Аналитики АЕБ в отношении перспектив российского авторынка проявляют сдержанный оптимизм. Как утверждает председатель Комитета автопроизводителей Ассоциации Дэвид Томас, «до конца 2011 года рынок будет стабильно расти». При этом г-н Томас оговаривается, что темпы роста будут более медленными, нежели в начале года.

О грядущем замедлении роста еще в середине лета предупреждали также эксперты компании PricewaterhouseCoopers. Как отмечал в «Обзоре рынка легковых автомобилей в России» руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Russia Стэнли Рут, бурный рост российского рынка в первом полугодии 2011 г. стал возможен благодаря росту потребительской уверенности, программам государственной поддержки, увеличению доступности кредитования, укреплению рубля. Кризис 2008 года, говорилось в обзоре, «показал, что Россия не изолирована от общемировых экономических процессов. В случае развития ситуации по негативному сценарию динамика российского автомобильного рынка может существенным образом измениться».

Так в итоге и произошло. Ситуация развивается явно не по оптимистичному сценарию: рубль дешевеет, банки кредитуют покупателей со все большей неохотой, программы господдержки завершились, потребительская уверенность находится на отнюдь не высоком уровне. И рынок, как и предупреждали эксперты, отреагировал адекватно: «затормозил» в темпах роста.

Сейчас он находится, судя по всему, на перепутье. Некоторые аналитики утверждают, что российский авторынок уже к концу года может показать отрицательный рост, другие утверждают, что он все же будет расти, но медленно. Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов в интервью РБК-ТВ называет даже конкретные цифры. По его мнению, объем продаж легковых автомобилей в России в краткосрочной перспективе может достичь примерно 3 млн. экз. в год и на ближайшие годы зафиксироваться на этом уровне.

В любом случае, такого бума, как в предкризисном 2007 году, а также в первом полугодии 2010-го, в ближайшее время не будет. Замедлившиеся темпы продаж, по всей видимости, вновь, как и во время прошлого кризиса, вынудят продавцов заманивать покупателей в салоны разного рода скидками, акциями и спецпредложениями. Если же еще и рубль продолжит дешеветь, то к концу года может создаться едва ли не идеальная ситуация для покупки машины. Особенно – для тех, кто это уже запланировал и готов расплатиться «наличкой».

Для автомобильного рынка же в целом последний квартал текущего года будет во многом определяющим: если даже сезонный фактор не подстегнет серьезным образом продажи, значит нынешнее торможение – и вправду предвестник новой волны кризиса…

25 самых продаваемых моделей в России в январе-сентябре 2011 года, шт.

Модель

Марка

Январь-Сентябрь 2011

1

Kalina

LADA

109785

2

Priora

LADA

107959

3

2104/2105/2107

LADA

95809

4

Samara

LADA

85656

5

Solaris

HYUNDAI

66378

6

Logan

RENAULT

61834

7

Focus

FORD

56705

8

4x4

LADA

44705

9

Nexia

DAEWOO

41904

10

Niva

CHEVROLET

36430

11

Polo

VW

35011

12

Astra (incl. Astra Cabrio)

OPEL

34585

13

Rio

KIA

32618

14

Lacetti

CHEVROLET

31303

15

Sandero

RENAULT

30666

16

Matiz

DAEWOO

29719

17

Octavia A5

SKODA

27798

18

Cruze

CHEVROLET

27252

19

Aveo

CHEVROLET

23397

20

Qashqai

NISSAN

23290

21

Cee'd

KIA

21695

22

Corolla

TOYOTA

19813

23

RAV 4

TOYOTA

18519

24

New Cerato

KIA

17578

25

Sportage

KIA

17295