Разное-интересное

Владимир Милов: власти поощряют рост цен на бензин

Владимир Милов: власти поощряют рост цен на бензин

О дефиците бензина

Трудно однозначно утверждать, повторится в стране бензиновый кризис или нет: у нас настолько поделенный, "олигопольный", рынок, что подобные вещи могут происходить непредсказуемо, вне связи с какими-то объективными обстоятельствами. Если вспомнить весенние топливные кризисы в ряде регионов, то это была очевидная история ценовых войн между оптовыми и розничными торговцами: одни не хотели продавать по одним ценами, другие – покупать по другим. 

Владимир Милов: власти поощряют рост цен на бензин

Между тем, физического дефицита бензина в стране и на рынке не было, и в соседних регионах с теми, где были перебои, никаких трудностей не наблюдалось. Кто и с кем станет «воевать» на этот раз – предсказывать трудно. Кроме того, все это наверняка будет связано с играми вокруг динамики мировых цен на нефть.

В общем, прогнозы делать сложно. Единственное, что можно утверждать, – это то, что фактор закрытости рынка, его завязанность на непрозрачные картельные цепочки поставок, является настолько дестабилизирующей "миной", что даже в условиях, когда бензин есть, и даже когда потребители готовы покупать его по более высоким ценам, могут возникать разного рода перебои.

При этом весенняя история показала, что ФАС, как ведомство, претендующее на роль регулятора рынка, очень слабо себя проявляет. Действует оно, как правило, пост-фактум: пытается расследовать сговоры, предъявлять претензии, идти в суд (причем, как правило, процесс затягивается на несколько лет), – но предотвращать такие ситуации не в состоянии. Руководители ФАС, конечно, заявляют сейчас, что мы, мол, недопустим, но, честно говоря, от них мало, что зависит в этой ситуации. 

О ценах

У нас довольно широко распространена точка зрения, что в нефтедобывающей стране, которой является Россия, ни нехватки бензина, ни высоких цен на него не должно быть в принципе. Это – упрощенная трактовка ситуации, хотя она и имеет определенное отношение к правде. В том смысле, что мы, действительно, физически добываем много нефти, и наши системы производства, транспортировки, сбыта нефтепродуктов в значительной степени логистически ориентированы на внутренний рынок. У нас нет фактора зависимости от импорта чего-то, что мы сами не производим: нефть есть, и нефтепродукты тоже должны быть. 

С другой стороны, упрощенной подобная точка зрения является потому, что рынок работает по своим (прежде всего – экономическим) законам. Я бы хотел, прежде всего, отметить, что у нас розничные цены на нефтепродукты – практически такие же, как в Америке и Европе, если не считать существующей на европейском рынке надбавки в виде высоких топливных налогов (в Европе они примерно на доллар за литр выше, чем у нас или в США). 

Но разница состоит в том, что у нас чересчур высокая розничная маржа, какой нет ни в Америке, ни в Европе, и в этом – вся драма. Факт в том, что в США и европейских странах многие бензоколонки не зарабатывают собственно на продаже бензина, прибыль от этого там нулевая. Они зарабатывают, прежде всего, на разного рода дополнительных услугах: магазинчиках, кафе, мойках. 

У нас же розничная цена на бензин зачастую превышает оптовую, например, в два раза, а маржа в рознице при реализации топлива измеряется десятками процентов. 

Такого в развитых странах нет! И это главный показатель, того, что наши цены на бензин – я убежден в этом! – несправедливы. 

Поэтому я не говорил бы о том, что Россия – нефтедобывающая страна, и по этой причине бензин у нас должен быть дешевле. Я бы сказал, что у нас уже достигнут такой же уровень цен, как в развитых странах, совершенно точно, что дальше им расти особо некуда, и я считаю его завышенным именно из-за неимоверно раздутой розничной маржи. 

Недавнее же утверждение Союза нефтегазопромышленников РФ в письме на имя премьера о том, что справедливая цена бензина в России – 15 рублей за литр, – это тоже упрощение и спекуляции. Хотя совершенно очевидно, что если принимать во внимание, что розничная маржа на рынке нефтепродуктов не должна быть такой высокой, то, конечно, бензин должен стоить существенно дешевле, чем сегодня. 

Вспомним, что когда в результате кризиса 2008 года мировая цена на нефть упала, в Америке розничные цены на бензин Mid-grade (аналог нашего 95-го) к зиме 2008-2009 гг. опустились до 13-15 руб. за литр (в пересчете на нашу валюту по тогдашнему курсу). У нас же они никогда не опускались ниже 20 руб./л. Весной 2009 г. цены на 95-й были чуть выше 20 руб. в течение некоторого времени, поле чего опять пошли вверх. 

Что же до сегодняшней ситуации, если называть (весьма грубо) какие-то конкретные цифры, то, думаю, что 3-5 рублей в нынешней цене – это надбавка, которую мы платим за монополизм. 

Хотя, еще раз повторю, я считаю рассуждения о какой-то фиксированной «справедливой» цене на бензин, неправильными. 

О топливном рынке и монополизме как государственной политике

Проблема в том, что у нас очень закрытый рынок. Закрытый, прежде всего, для входа новых игроков. Действуют договорные картельные цепочки во всех звеньях: в добыче, переработке, оптовой и розничной торговле. 

На этот рынок очень сложно войти, хотя у нас, например, дефицит мощностей АЗС: по количеству заправок на парк машин мы отстаем в два-три раза от развитых стран. То есть их просто надо строить больше, и совершенно очевидно, что на этот рынок надо пускать новых игроков. 

Владимир Милов: власти поощряют рост цен на бензин

Но попробуйте туда войти, когда региональные и местные власти выделяют участки под АЗС только "своим". Будучи же "чужим", получить землю попросту невозможно, и даже если вы ее получили, то вы будете занимать на рынке слабые позиции, если не имеете своих нефтеперерабатывающих мощностей. А если даже они у вас и есть, то на вас всячески давят. 

Мы уже видели, как "отжимают" независимые нефтеперерабатывающие заводы в последние годы (даже крупные, вроде московского), и какая кампания развернулась вокруг мини-НПЗ: президент Медведев их чуть ли не в финансировании терроризма обвинял! Ну, и, кроме того, мы видим, какая монополизация происходит в сфере добычи нефти, откуда, собственно, сам ресурс: новые месторождения выдаются компаниям, которые уже доминируют в отрасли.

В этом – первопричина того, что во всех звеньях (добыче, переработки, сбыте) у нас существует та самая "монопольная добавка", которая выливается в нынешние цены. Я уверен, что подобная ситуация – следствие принципиальной политики, направленной на мопонолизацию всего и вся, всех сфер нашей жизни. Куда ни посмотрите: сливаются биржи РТС и ММВБ, консолидация происходит в банковском секторе, в электроэнергетике, в связи, в "нефтянке".

В подобной философии нынешней власти (сквозной линии на монополизацию) есть очень неприятный побочный эффект: монополии все время "накручивают" цены на свою продукцию. И это, конечно, неприятно с точки зрения социальных последствий: сразу начинают собирать "совещания у Путина", грозно кричать, что мы, мол, будем всех карать за завышенные цены. Но вместе с тем, все прекрасно понимают, следствием чего все это является, и мы видим, что власти не только не препятствуют, а продолжают поощрять процесс монополизации, а значит, его последствия окажутся такими же, как и всегда: рост цен, периодически возникающий дефицит и непредсказуемость рынка.



Партнеры: