Тюнинг ВАЗ. Поворачиваемость.
В автоспорте есть такая шутка на тему, как определить поворачиваемость автомобиля. Мол, если в повороте машина врезается в отбойник передом, то поворачиваемость была недостаточная, а если задом – избыточная. Определение грубоватое, но суть эффекта отражает верно.
Итак, понятием «поворачиваемость» можно описать поведение автомобиля в повороте. Мы уже говорили о том, какой она бывает и для каких машин характерна. Затронем вопрос чуть подробней.
Итак, заднеприводные модели ВАЗ обладают врожденной избыточной поворачиваемостью. Это определяет привод модели – задние колеса, на которые приходится тяга, первыми срываются в занос, и машина под влиянием разворачивающего момента пытается встать поперек дороги, а то и вовсе закрутиться, как юла. Такое поведение машины опасно, особенно если не соблюдать скоростной режим. Но у заднеприводных моделей есть и плюсы, особенно если дело касается тюнинг-проекта. Например, управлять заносом в повороте удобней и эффектней именно с ведущей задней осью: этим пользуются спортсмены, занимающиеся дрифтом. Да и скорость прохождения поворота при умелом обращении с автомобилем будет выше, чем на переднем приводе.
Переднеприводные ВАЗовские автомобили 08-ого семейства имеют недостаточную поворачиваемость, и опять же из-за конструктива. Передние управляемые колеса, на которые приходит весь крутящий момент, в повороте стремятся первыми потерять контакт с дорогой – этот процесс называется «снос». На деле машина в повороте стремится спрямить траекторию, и скользит передней осью наружу. Тем не менее, такое поведение автомобиля считается более безопасным. Дело в психологии: чувствуя, что машина теряет управляемость, водитель интуитивно жмет на газ, тем самым выходя из заноса. Но стандартные заводские настройки для тюнинг ВАЗ не годятся, поскольку от идеальной поворачиваемости – нейтральной, - они очень далеки.
Нейтральная поворачиваемость проявляется в быстрых поворотах на скользком покрытии. Главная особенность такого поведения машины заключается в том, что обе оси одновременно теряют сцепление с дорогой, позволяя водителю скользить по внешней стороне поворота, следуя изначальной траектории. Понятно, что для этого все четыре колеса должны быть нагружены крутящим моментом. Но есть пути корректирования управляемости и на моно-приводных моделях.
Итак, что касается с 08-ого семейства ВАЗа. Как уменьшить недостаточную поворачиваемость и увеличить тем самым скорость прохождения поворота? Мы уже говорили о корректировке развал-схождения колес в прошлой статье на портале Колеса.Ру, но этим возможности тюнинга не исчерпываются.
Уменьшив передний клиренс, и «зажав» подвеску, можно уменьшить недостаточную поворачиваемость: более высокая «корма» будет стремиться уйти в занос быстрее передка. Так же можно поэкспериментировать с шинами – установить менее жесткие на переднюю ось, и более – на заднюю, или просто подкорректировать давление. Кардинально меняет поведение переднеприводного автомобиля в повороте центр тяжести, смещенный назад. Роль «груза» может сыграть, например, спортивный «блин», закрепленный в багажнике или под задним пассажирским диваном.
Есть и более радикальные меры – например, расширение передней колеи. Это делается путем установки проставок между колесом и ступицей, а так же установкой колесных дисков с положительным вылетом. Следует помнить, что ступичные подшипники рассчитаны на стандартную нагрузку, которая при увеличении колеи возрастет! Это может привести к раннему износу узла. К тому же, завод-изготовитель регламентирует вылет дисков, и не рекомендует отклоняться от собственных рекомендаций. Более подробную информацию можно получить, изучив соответсвующий раздел в «Инструкции по эксплуатации».
В следующих статьях мы поговорим о том, как еще можно настроить переднеприводные модели ВАЗ.