Разное-интересное

Новгород Великий

Новгород Великий

Новгород ВеликийНовгород Великий

Повод для поездки представился довольно неожиданный: официальные дилеры Skoda «Автоцентр на Энгельса» и «Автоцентр на Хасанской» организовали двухдневный тест-драйв на берега Волхова, предоставив для этого три модели чешского производителя.

Километры от Питера до Новгорода, в большинстве своем, – часть федеральной трассы «Россия» соединяющей две нынешние столицы нашей страны. Одна из древнейших столиц Руси, Великий Новгород, находится чуть в стороне от этой дороги, что избавляет город от транзитного транспорта.

Но саму трассу от дальнобойщиков не избавит ничто: когда еще построят нормальный автобан – хоть платный, хоть бесплатный – между Питером и Москвой? Нынешнее Московское шоссе – дорога неплохая, но безнадежно узкая, с весьма скромной пропускной способностью.

Особенно чувствуется это на первых километрах при выезде из Петербурга. Мы ехали в Новгород, а наши временные попутчики спешили в Колпино, Пушкин, Ям-Ижору… По две полосы в каждую сторону тут явно недостаточно.

Приятная особенность водителей в Великом Новгороде – их дисциплинированностьПриятная особенность водителей в Великом Новгороде – их дисциплинированность
Приятная особенность водителей в Великом Новгороде – их дисциплинированность

Лишь отъехав от Питера километров двадцать, можно вздохнуть свободнее и нажать на газ. Особенно радует окружная дорога вокруг Тосно: с хорошим асфальтом и неплохим обзором. Правда, из-за скоростных возможностей этого участка пути его любят не только водители, но и сотрудники ГИБДД…

Оставшаяся часть шоссе до Великого Новгорода неудобна в основном тем, что то и дело пересекает населенные пункты, а значит, необходимо следить за скоростью и постоянно снижать ее.

Уже в Новгородской области четырехполосная дорога превращается в трехполосную, и знаки постоянно информируют, в какую сторону можно ехать по среднему ряду.

По субъективным ощущениям, гораздо чаще разрешено движение по двум полосам в сторону Москвы (а значит, и Новгорода). Если же вы возвращаетесь в Петербург, возможностей для обгона становится куда меньше, и почти наверняка придется тащиться за каким-нибудь «тормозом».

Московское шоссе выгодно отличается от большинства подобных качеством покрытия и хорошим обзором. Тем не менее, учитывая солидный транспортный поток, а также то, какие города эта дорога соединяет, требования к трассе логичнее предъявлять повышенные. А им она не удовлетворяет.

Ориентироваться в самом Новгороде нетрудно, поскольку в соответствующих указателях недостатка нет. Проблему может вызвать разве что парковка в историческом центре, так как единственная удобная площадка, расположенная в непосредственной близости от Новгородского Кремля, вмещает от силы три десятка автомобилей. Также следует обратить внимание на большое число улиц с односторонним движением.

Приятная особенность водителей в Великом Новгороде – их дисциплинированность. В отличие от Москвы и Питера, здесь человек за рулем пропускает людей, идущих по пешеходному переходу, и не пытается объехать стоящие у светофора машины, чтобы встать первым. Впрочем, в этом нет особой необходимости: город не так забит автомобилями, как нынешние столицы.

История Новгорода

Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена. В VI в. сюда пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII столетии – племя словен.

В 970 г. новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, в противном случае угрожая найти его в другой земле.

В Новгород был направлен сын Святослава и его рабыни Владимир, утвердивший христианство. В XI в. Новгород в течение 10 лет был местопребыванием великого князя Ярослава Мудрого – фактически, столицей русских земель.

После оккупации фашистскими войсками во время Второй Мировой войны город до сих пор до конца не восстановилсяПосле оккупации фашистскими войсками во время Второй Мировой войны город до сих пор до конца не восстановилсяПосле оккупации фашистскими войсками во время Второй Мировой войны город до сих пор до конца не восстановился

Но сохранение новгородских традиций вызвало раздражение у царя Ивана Грозного, и его опричники в 1570 г. подвергли эту землю жесточайшему разгрому. А в XVII столетии город был оккупирован шведами, вновь разграбившими его. После шведского разорения Новгород сохранил лишь роль важного духовного центра русского православия.

А после оккупации фашистскими войсками во время Второй Мировой войны город до сих пор до конца не восстановился.

Что смотреть

Около 50 памятников древнерусского зодчества XI-XVII вв. стали частью живой структуры современного Новгорода. На Софийской площади – площади Победы (у нее двойное название) располагается здание бывшего Дворянского собрания, в котором в сейчас находится Музей искусств.

С площади сразу можно попасть в Кремль – сердце Новгорода, где расположен собор Софии Новгородской (XI в.), памятник Тысячелетию России и множество других достопримечательностей.

Пройдя через Кремль, выходишь выйти на пешеходный мост – отсюда открывается панорама Волхова, который делит Новгород на две стороны: Торговую и Софийскую. На Торговой стороне замечателен ансамбль Ярославова дворища – с его аркадой торгового двора и великолепными памятниками. Справа вдали сверкает купол звонницы Юрьева монастыря. А слева видны церкви Бориса и Глеба в Плотниках, Иоанна Богослова в Радоковицах и Антониев монастырь.

  • Церковь Спаса на Нередице
  • Храм Преображения Господня; расположен вблизи Великого Новгорода, на правом берегу Волхова, на небольшой возвышенности рядом с Городищем. Построен за один сезон в 1198 г. (при князе Ярославе Владимировиче). В результате обстрелов в 1941-1943 г. практически все росписи храма были утрачены, но после войны, в 1956-1958 гг., церковь восстановлена.

  • Перынский скит
  • Неподалеку от Юрьева, у самых истоков Волхова, расположено древнее урочище Перынь, где находилось капище бога-громовержца Перуна. После крещения Новгорода на этом месте сначала построили христианский храм, а потом монастырь, который в 1611 г. был разорен шведами.

    Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII – началу XIII вв. и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Близ церкви сохранились три кирпичных одноэтажных здания, построенных в XIX столетии для келий монахов-отшельников – обитателей Перынского скита.

  • Клопский монастырь святой Троицы
  • Расположен в 20 км к югу от Новгорода, на правом берегу реки Веряжи, недалеко от ее впадения в озеро Ильмень.

    В начале XVII в. монастырь был разорен шведами, во II половине XVII в. восстановлен, а в I половине XX столетия пришел в упадок. Сейчас от монастыря сохранился только Троицкий собор, по-строенный во времена Ивана Грозного (в 1569 г.).

  • Николо-Вяжищский монастырь
  • Находится в деревне Вяжищи, в 12 км от Новгорода. До наших дней из монастыр-ских сооружений сохранились только Никольский собор (1681-1683 гг.), трапезная с церквами Иоана Богослова и Вознесения (1694-1698 гг.) да жилой корпус.

  • Витославлицы
  • Село Витославлицы существует с начала XII в. Его название, естественно, перешло и на окружающую территорию. Основанием Новгородского музея народного деревянного зодчества принято считать 1964 г. – тогда специальная комиссия пришла к выводу, что Успенскую церковь (1595 г.) села Курицко сохранить на «родном месте» невозможно.

    Реставрационная мастерская начала свозить культовые памятники на отведенную территорию села Витославлицы, спасая их от гибели. Так было с Никольской церковью из Тухоли (XVII в.), избой М. Д. Екимовой из Рышева, подлежащей сносу из-за ветхости, Рождественской церковью из Передок (1531 г.) и др.

    В течение 40 последних лет в Новгородском музее деревянного зодчества были собраны 23 строения, традиционных для Руси XVI-XX вв..

Наши оценки маршрута

Критерий
Оценка
Пояснения
Дорога

3.5

Плотный поток – вот главный минус Московского шоссе. Дорога по основным критериям неплохая, однако для 2007 года тесновата.
Асфальт

5

Дорожное покрытие в этой части трассы практически безупречно. Неровности, конечно, есть, но право же, это сущие пустяки.
Достопримечательности и развлечения
3.5
Населенных пунктов, как уже было сказано, здесь немало. Но отдохнуть и развлечься горазно проще в самом Великом Новгороде. Не по пути.
Питание
4
В самом Новгороде есть общепит на любой вкус. По дороге с питанием сложнее, но голодными в любом случае вы не останетесь.
АЗС
4.5
Может, и не через каждые 5 км можно заправить машину, но через каждые 10 – наверняка.
Автосервис
4.5
Напряженная трасса гарантирует спрос, и предложение, в общем, поспеваетза ним.

Вот повезло: нам удалось проэкзаменовать новгородскими (и областными ленинградскими) дорогами не один, а целых три автомобиля Skoda: Superb, Octavia и Roomster.

Skoda Roomster

Двигатель 1.4 л. мощностью 82 л. с. (с МКПП)

Skoda Roomster

Симпатичный семейный универсал в облике трудяги-извозчика. Оригинальная форма передних и широченные задние боковые стекла, вертикальные задние фонари и миндалевидные фары делают его одним из самых ярких и необычных среди недорогих утилитарных автомобилей. Внутри Roomster не так оригинален, зато крайне практичен и эргономичен. Жестковатые материалы отделки компенсируют стильный дизайн и широкий диапазон водительских регулировок.

Впрочем, не только водительских. Задние пассажиры тоже могут отрегулировать свои места – каждая половинка дивана может двигаться взад-вперед, а спинка отклоняется назад.

Вот повезло: нам удалось проэкзаменовать не один, а целых три автомобиля SkodaВот повезло: нам удалось проэкзаменовать не один, а целых три автомобиля Skoda

Управляется неприхотливо и даже приятно. Как ни странно, тяги небольшого по объему движка для города хватает с лихвой (главное, педаль – ту, что справа – не жалеть). Но и на Кольцевой себя не чувствуешь обделенным: Roomster ничего не стоит набрать 140-150 км/ч. и, несмотря на высокий центр тяжести неплохо стоит на прямой и поворачивает без пугающих кренов. Руль — точный и полный «правильного» усилия, а тормоза адекватны и предсказуемы.

Подвеска одинаково хорошо скрывает от пассажиров небольшие и более крупные неровности асфальта. КПП работает четко, мотор почти не шумит... В общем, как транспортное средство Roomster не вызвал каких-либо серьезных нареканий.

Skoda Superb

Двигатель 1.8 л. мощностью 150 л. с. (с МКПП)

Skoda Superb

«Приятно, когда автомобиль может делать вот так» — произнес я про себя и «топнул», когда стрелка тахометра перемахнула за 3 000 об/мин на третьей передаче. Меня и двоих пассажиров крепко придавило к креслам. Голова слегка отклонилась назад, а в груди что-то сжалось. Старый добрый 1.8Т.: всего 150 л. с., а столько удовольствия! Если хорошо покопаться, у Superb можно найти десяток недостатков, но «преимущество под капотом» их перекрывает.

Superb цепко держится за дорогу и уверенно ведет себя в поворотах. По необходимости система курсовой устойчивости вовремя и почти незаметно корректирует траекторию. Как уже отмечалось, подвеска настроена комфортно, так что, встречавшиеся дефекты шоссе были встречены без негатива. Хотя на высоких скоростях машина все-таки не плыла, а подпрыгивала в такт малейшим неровностям.

Вот повезло: нам удалось проэкзаменовать не один, а целых три автомобиля Skoda

Судя по показателям бортового компьютера, средний расход топлива Superb превышает 12 л на 100 км пути по городу и области. Это число могло бы быть меньше, если бы педаль газа чаще поднималась с пола… Но когда автомобиль способен на большее, зачем его ограничивать?

Просторно – это не то слово, которым можно охарактеризовать пространство заднего сиденья. Здесь очень много места, и один пассажир, сидящий сзади, реально рискует заблудиться или, по меньшей мере, почувствовать себя одиноким. Мы тестировали аналогичный Superb (но с «автоматом») меньше года назад.

В итоге нам показалось, что «механика» не делает седан намного быстрее – динамики и тогда хватало за глаза. А ведь это не самый мощный мотор в гамме!

Skoda Octavia

Двигатель 1.6 л. мощностью 102 л.с. МКПП

Skoda Octavia

Подчеркнем: новая Octavia. Просьба не путать с «Октавией Тур» — популярной моделью предыдущего поколения, продающейся параллельно с новой. В этой тройке седан оказался самым неярким и невпечатляющим автомобилем. А все от его внешней скромности...

Вообще, Skoda Octavia – образец простого, заурядного автомобиля типа «ничего лишнего». Просто автомобиль: удобный четырехспицевый руль, простые и читаемые приборы, туговатые педали и жестковатое кресло – это фирменный стиль Skoda. В то же время, у чехов есть стиль, который пусть и достался от Volkswagen, все равно на пользу первым. Стиль этот заключается в правильных и спокойных формах, неярких тонах и качественной подгонке деталей. Как снаружи, так и внутри. В салоне Octavia не слышно посторонних звуков, и каждая деталь если и двигается, то так, как это задумано конструкторами.

Вот повезло: нам удалось проэкзаменовать не один, а целых три автомобиля SkodaВот повезло: нам удалось проэкзаменовать не один, а целых три автомобиля Skoda

Двигатель? 1.6-литровый – типичный середнячок как в гамме Volkswagen, так и на фоне аналогичных моторов других марок. Есть «низы», есть «средние» обороты; никаких особых подхватов и рывков. Но есть и надежная тяга во всем диапазоне работы, которая доступна всегда, когда нужна водителю.

Подвеска у большинства Skoda – образец энергоемкости и надежности, идеально подходящей для дальних путешествий, и неважно, есть под колесами асфальт или уже давно нет. Акустический комфорт? Кому-то покажется, что Octavia его недостает. Те, кто менее прихотлив, будут довольны чешским седаном.



Партнеры: