Тест-драйвы

Народный пикап: Volkswagen Amarok

Народный пикап: Volkswagen Amarok

Разные встречаются «фольксвагены», но такого свет еще не видел. Среднегабаритный (по американским меркам) пикап под названием Amarok, что на языке эскимосов-инуитов значит «волк».

А в романских языках перекликается с чем-то вроде «любит камни». Во всяком случае, подходяще. Новый Amarok уже объявился у российских дилеров. И тем автомобилистам, кому интересно подобное транспортное средство, самое время познакомиться с «народным» пикапом и разобраться с его плюсами и минусами. Взгляните.

Многоцелевой

VW Amarok выпускают пока только с двойной кабиной (Double Cab): габаритный 4-дверный автомобиль с кузовком для грузов. Пикап заявлен как 5-местное транспортное средство, и в кабине действительно размещаются пятеро взрослых. Вполне свободно - как в салоне немаленького «переходника» (crossover). Пассажирский экипаж, хотя его возможности гораздо шире. На взгляд Amarok пикап как пикап: громоздкий, грузный, с высокой линией крыши. Длинная колесная база, широкая колея, порядочный дорожный просвет. Подножки по низу кабины, а за ее козырьком – мощная защитная дуга (опция) из хромированных стальных труб. На случай опрокидывания. Солидный автомобиль – внушает уважение. И не без импозантности в стиле Volkswagen: марка пикапа безошибочно угадывается даже на расстоянии.

И передняя панель оформлена в фирменном ключе: скуповато, но трезво и функционально. Пикап, а не спорт-купе. Отделка интерьера Amarok повыше классом, чем у типового коммерческого автомобиля, но материалы подобраны прежде всего из соображений долговечности. Без особых претензий. Хотя среди опций … (см. ниже). По всей кабине многочисленные «бардачки», ниши, лотки и отделения для мелочей. Разумеется, «подстаканники» для пассажиров 2-го ряда. Джентльменский набор.

При необходимости подушки задних сидений поднимаются (раздельно) и образуется немалое погрузочное пространство – под крышей. Для поклажи, которой не место под открытым небом. Гибкая вариабельность. И особая статья – обширная погрузочная платформа (с подсветкой, между прочим). У Volkswagen не без гордости подчеркивают, что Amarok – единственный из среднегабаритных пикапов, в кузове которого стандартные «европалеты» укладываются поперек! Причем на откинутый задний борт допустимо укладывать груз до 150 кг; многоцелевое транспортное средство.

В России «народный пикап» предлагается в трех комплектациях (по возрастающей): Trendline, Robust и Highline. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение не бедное: в самом скромном исполнении числятся «музыка» с проигрывателем CD/MP3 и 4 динамиками, «круиз-контроль», электростеклоподъемники, электропривод и обогрев боковых зеркал, «климат-контроль» Climatic, обогрев передних сидений. И кстати, полноразмерная «запаска» - не лишне для пикапа. Тогда как Highline дополнительно комплектуется акустикой на 6 динамиков и 2-зональным «климат-контролем» Climatronic. Плюс кожаная обтяжка «баранки» и рычага КПП, велюр на полу и другие приятности. Среди опций - навигация RNS-315, обивка сидений натуральной кожей Vienna и т.п. Едва ли не любой каприз за ваши деньги.

Техника безопасности у Amarok вполне современная: 3-точечные пояса по всем посадочным местам, передние и боковые «подушки», крепления IsoFix. «Активной» безопасности способствуют постоянный полный привод 4Motion, продвинутые ABS, ESP и другая вспомогательная электроника. Испытаниям «на удар» по методике EuroNCAP «народный пикап» не подвергался (и вряд ли они ему грозят). Однако в случае ДТП сама архитектура пикапа обеспечивает надежную защиту водителя и пассажиров (но не пешеходов…). Солидный Amarok внушает интуитивное ощущение безопасности, и внутренний голос нас не обманывает. Тот самый случай.

По шоссе и на грунте

Volkswagen Amarok – не игрушка для мегаполиса. Такому автомобилю нужны просторы: междугородная магистраль или широкая сеть грунтовых дорог. Вот американские обозреватели и намотали на полноприводном «народном пикапе» несколько тысяч километров по аргентинской Патагонии (где когда-то проходили дети капитана Гранта). По дорогам, а также вдоль направлений, близких к российским…

Впечатления яркие - и от местной экзотики, и от знакомства с автомобилем. Прежде всего посадка за рулем: высокая, с приличной круговой обзорностью. Благодаря регулировкам сиденья (продольно и по высоте) и настройкам «баранки» (по углу наклона и вылета) водителю удается найти более-менее удобную позу. А затем менять ее в ходе пробега - так, чтобы не уставать.

«Фольксваген Амарок» уверенно идет по самому разному рельефу - с грузом и без. Порядочный дорожный просвет – плюс полный привод с понижающей передачей в «раздатке»: натуральный «вседрожник». Двигатель bi-TDi тянет неслабо, хотя поначалу впечатление комичное: 2-литровая «четверка» под капотом среднегабаритного пикапа. Несерьезно. Однако наибольший крутящий момент у дизеля с двойным турбонаддувом примерно как у доброй американской V-образной «восьмерки» рабочим объемом под 5 л. Тут все и становится на места. «Малолитражный» bi-TDi эластичен и тяговит «на низах», свободно крутится до 4 тыс. оборотов и выше. Работает, кстати, мягко и уравновешенно – без характерных дизельных проявлений.

Ручная 6-ступенчатая КПП грамотно согласована с двигателем по передаточным числам, хотя насчет четкости переключения возникли претензии. Слишком длинные ходы рычага, и передачи включаются как «резиновые» - будто зуб за зубом. Тем не менее, силовой агрегат не разочаровывает: по утверждениям Volkswagen, полноприводный пикап (с понижающей в «раздатке») лезет на 45-градусный подъем - с полной нагрузкой! Верится с трудом, но обозреватели имели возможность убедиться… При том Amarok с 163-сильным bi-турбодизелем показывает вполне приличную динамику. Так, с места он разгоняется заметно быстрей, чем «Волга» ГАЗ-31102. И даже лучше, чем спорт-седан BMW 520i … образца 1981 года - тоже с 2-литровой «четверкой» (правда, на бензине и без наддува). Массивный полноприводный пикап! Времена меняются…

Полноприводный VW Amarok хорош на разбитых проселках и на открытом грунте; его профиль. Стабильно идет по шоссе с усовершенствованным покрытием, без напряжения держит скорость за 110 км/ч. Как положено. Ну а в связках тесных поворотов не ждите от пикапа держания дороги и управляемости на уровне спорт-«хэтчбека». Да и современному «вседорожнику» - вроде «туарега» той же марки – Amarok в скоростном маневрировании тоже не соперник. Боковые крены довольно сильные, а на дорожной «волне» заднюю ось заметно ведет наружу от виража. Особенно при малой загрузке кузова - обычное дело для автомобилей с неразрезным ведущим мостом.

Дает о себе знать невыигрышная особенность пикапов (и вообще коммерческих автомобилей): чрезмерные перепады - по мере загрузки кузова - веса, который приходится на заднюю ось. Без поклажи пикап ездит с задранной «кормой», а под полной нагрузкой рессоры прогибаются чуть не до ограничителей. Меняется кинематика задней подвески – и машина ведет себя по-разному… Не особенно радует. Поэтому таким транспортным средствам, как Amarok, не помешает (гидро)пневматическая подвеска задней оси: постоянство прогиба независимо от нагрузки. Пусть хоть в виде опции… Вполне возможно – в перспективе. А пока то, что есть.

Обстановка в кабине заметно комфортней, чем принято у коммерческих автомобилей. Оснащение и отделка на уровне приличной легковушки; класс Volkswagen. И все же пикап - не легковой «переходник». Звукоизоляция – при всем ее качестве - не в силах полностью погасить шумы от ходовой и от набегающего на скорости воздуха. Немаленькая лобовая площадь и все такое. Гул дизеля тоже прослушивается – на высоких оборотах; грузовичок. Оставляет желать лучшего плавность хода: по шоссе с усовершенствованным покрытием «Фольксваген Амарок» катится довольно ровно, а вот на второстепенных дорогах… Подвеска поглощает неровности – даже немелкие, но затем ходовая «устаканивается» не так быстро, как надеешься. Особенно грубый ход с настройкой задней подвески heavy duty – под малой нагрузкой. Уж таковы пикапы (за редкими исключениями).

Самое же сильное впечатление от знакомства с «народным пикапом» оставила его дальность действия. По сведениям пресс-релизов, пробег между заправками превышает 1100 км! Номинально, но и в тест-драйве по Патагонии Amarok уезжал на одном баке за 8 «сотен»; годится для путешествия на Марс.

Российские дилеры запрашивают за Volkswagen Amarok Trendline с 122-сильным TDi и задним приводом от миллиона 13,2 тыс. руб. А Trendline с мощным bi-TDi и трансмиссией 4Motion обойдется по меньшей мере в миллион 157,5 тыс. Top-комплектация Highline, естественно, гораздо дороже. В Штатах полноприводный Trendline, само собой, «штук» на 10 долларов дешевле (недалеко везти). Однако американцы недовольны высокой ценой и выражают сомнения в перспективах «народного пикапа» в своих заповедных краях. Конкуренция в обширном сегменте «траков» там и в самом деле острая, и Amarok столкнется с серьезными испытаниями. Вот пусть и покажет, чего он реально стОит.

Плюсы и минусы

Как обычно, обозреватели выразили свои впечатления в количественных оценках – по ряду позиций. Взгляните, что получилось:

Внешность – 4 балла (из 5 возможных). Смотрится Amarok как надо: настоящий пикап – причем не без фольксвагеновской импозантности. «Хорошо».

Держание дороги и управляемость – 2. Известно, какие ходовые качества у пикапов (за редкими исключениями), и Amarok один из них. Высота центра тяжести и неразрезный задний мост на листовых рессорах дают себя знать; по современным понятиям «неудовлетворительно».

Динамика – 3. С турбодизелем помощнее «Фольксваген Амарок» показывает неплохую (для пикапа) приемистость. «малолитражный» двигатель уверенно тянет под 2 тыс. оборотов; вполне «удовлетворительно».

Комфорт и оснащение – 2. Информационно-развлекательное и комфортное оснащение «народного пикапа» небедное, а вот плавность хода оставляет желать лучшего. И на скоростях уровень шума в кабине выше, чем ожидает владелец обычной легковушки. «Неудовлетворительно».

Безопасность и защита – 4. Amarok не проходил испытания EuroNCAP «на удар», но сама архитектура пикапа способствует защите водителя и пассажиров. Техника безопасности современная; пишем «хорошо».

Качество и надежность – 3. Amarok задуман как «рабочая лошадка», и его назначение сказывается. Отделка интерьера повыше классом, чем у типового коммерческого автомобиля, но материалы подобраны прежде всего из соображений долговечности. Качество исполнения и сборки на уровне; «удовлетворительно».

Вместимость и практичность – 4. Четверо взрослых свободно размещаются в 5-местной кабине Double Cab – плюс просторный грузовой кузовок. Вариабельная практичность – главный козырь пикапа; «хорошо».

Эксплуатационные расходы – 3. Amarok на редкость экономичен по топливу – среди пикапов. Вдобавок в ряде стран предприниматели-владельцы коммерческих автомобилей, пользуются налоговыми льготами. Тем не менее, удовольствие кататься на «народном пикапе» не из дешевых; «удовлетворительно».

В плюсе:
  • вместительность и исключительная практичность – даже для пикапа;
  • тяговитый турбодизель;
  • немалые «вседорожные» возможности.

    В минусе:
  • недобор по ходовым качествам – против обычного «вседорожника»;
  • грубоватый характер – опять же в сравнении с легковым «вседорожником».

    Общая оценка – 3 балла (из 5 возможных). Вряд ли Amarok отвлечет потенциальных покупателей от легковых «вседорожников»; весовые категории разные. Но в сравнении с многими другими пикапами, «народный» смотрится сильно.

    Вердикт: посредственно. И все же можно предположить – с учетом репутации Volkswagen, - что у Mitsubishi, Nissan и Toyota озабочены появлением нового соперника.

    А вот еще одна оценка: по опросу автообозревателей журналистов, британская газета MotorTransport недавно назвала Amarok «пикапом года». Кредит доверия.

    Чисто конкретно. Amarok мало походит на типовое изделие от «народного автомобиля». Задне- или полноприводный пикап – на лонжеронной раме! Где такое видано?

    Однако же факт: полногабаритный Amarok собирают на заводе Volkswagen Group в городе General Pacheco, Аргентина. Для местного рынка, а также на экспорт в другие южноамериканские страны, в Австралию, Южную Африку, Россию. И даже в Европу (хотя кто там ездит на пикапах?).

    «Линейка» двигателей сводится к одному-единственному турбодизелю TDi, обкатанному на множестве моделей Volkswagen Group. Рабочий объем 16-клапанной «четверки» равен 1968 миллилитрам, двигатель работает с системой впрыска common rail – плюс турбонаддув (с промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха). Дизель один, но в двух исполнениях. Попроще – с одинарным турбокомпрессором. И покруче – bi-TDi с двойным турбонаддувом. Умеренный TDi настроен на максимальную мощность в 122 л.с. при 4 тыс. оборотов. Тогда как bi-TDi выдает до 163 сил при тех же оборотах; наибольший крутящий момент – все 400 Нм от 1500 мин-1. Двигатель стыкуется с ручной 6-ступенчатой КПП – без вариантов.

    У заднеприводного пикапа тяга однозначно транслируется на ведущий задний мост, тогда как с трансмиссией 4Motion возможны варианты. Она идет в двух исполнениях: так сказать, «цивильном» - и off-road. Внешне варианты различаются цветом шильдика 4Motion: мягкий обозначен черной цифрой «4», крутой – красной. А по сути разница в том, что «цивильная» 4Motion означает постоянный полный привод – с центральным дифференциалом Torsen. Диффер делит крутящий момент двигателя между осями в пропорции 40/60 – как у нового «Туарега».

    Вариант off-road обходится без межосевого дифференциала, а значит, оба моста работают лишь время от времени. Нормально Amarok off-road идет на задних ведущих, а при необходимости водитель нажатием кнопки подключает передний мост. Прямо на ходу – до скорости 40 км/ч. То есть, между осями устанавливается жесткая связь: самый сильный – по условиям проходимости – тип полного привода. Кроме того, в «раздатке» 4Motion off-road предусмотрена понижающая передача, что и позволяет «народному пикапу» забираться на самые крутые горки. Плюс принудительная блокировка заднего диффера; Amarok с «красной» 4Motion по-настоящему крут.

    В Россию «народный пикап» поставляется с задним приводом и с трансмиссией 4Motion off-road. Хотя неясно, кому здесь нужен заднеприводный Amarok? Правильнее, наверное, предлагать пикап только с полным приводом – в вариантах. Жизнь покажет.

    Ходовая у Amarok стандартная для американского «пикапа» - и крайне необычная для марки Volkswagen. Спереди подвеска на двойных поперечных рычагах: винтовые пружины, поперечный стабилизатор. Ничего такого. А вот сзади – неразрезный ведущий мост на продольных листовых рессорах. Наверное, впервые такая у «народного автомобиля»… В общем как у «Волги» ГАЗ-3110 – один в один. Или, если угодно, вроде дорожных моделей Ferrari 50-х годов. Как-то ездили.

    Причем задняя подвеска настраивается по-разному: comfort или heavy duty. В комфортном варианте задний мост подвешен на сравнительно мягких 3-листовых рессорах. Тогда как heavy duty комплектуется мощными 5-листовыми, с которыми Amarok способен принять на борт лишние 220 кг полезной нагрузки. Понятно, что ценой плавности хода… И что характерно, российский «народный пикап», по умолчанию, получает задний мост heavy duty. Тогда как настройка comfort идет в виде (бесплатной) опции. Покрышки размером от 245/70R16 до 255/55R на легкосплавных колесах диаметром, если угодно, аж 19 дюймов (опция). Рулевой механизм «шестерня-рейка» с сервогидроусилителем, передние тормозные диски (вентилируемые) диаметром 288 мм, сзади – 256 мм. В «штатном» пакете ABS, ESP и вспомогательная электроника – вроде Hill Start Assistant (противооткатная система удержания машины при трогании на подъем). А также Hill Descent Assistant II поколения: автоматическое поддержание постоянной скорости (до 30 км/ч) на спуске. Amarok укомплектован в расчете на самые разные условия движения; трудно переоценить.

    По размерам Amarok не уступает среднегабаритному американскому «траку». Аэродинамика у него, естественно, неважная; во всяком случае, от изготовителя никаких сведений нет. Снаряженный вес заднеприводного «спорт-хозяйственника» с 163-сильным bi-турбодизелем – от 1885 кг, а с трансмиссией 4WD он еще на 75 кг тяжелее. Немало, но для автомобиля такого типа – в пределах разумного. Динамика «народного пикапа» превосходит ожидания: заднеприводный автомобиль с 122-сильным TDi способен разогнаться с места до 100 км/ч за 13,5 сек. Объявленная максимальная скорость – 163 км/ч, а средний расход тяжелого топлива (EU5) – какие-то 7,5 л на 100 км пробега. Приемистость «спорт-хозяйственника» с bi-турбодизелем и трансмиссией 4Motion еще лучше: время разгона с места до «сотни» - 11,1 сек. Максимальная скорость – 181 км/ч, горючего он сжигает в среднем 7,8 л на 100 км пути. Динамика и экономичность по топливу - в одной упаковке.

    Плюс безразмерная практичность: в зависимости от исполнений, грузоподъемность пикапа - до 1150 кг (вместе с водителем и пассажирами). С подвеской heavy duty, разумеется. А также способность буксировать прицеп до 2800 кг; мало никому не покажется.

    Точка зрения. Полноприводный пикап Double Cab – мечта хозяйственного российского автомобилиста (обитателей мегаполисов просьба не беспокоиться). Хорош новый Amarok, нет слов. Вот только «народный» ли пикап? Очень уж крутые цены заворачивает Volkswagen.


  • www.AutoNavigator.ru


    Партнеры: