Разное-интересное

Регионы России могут остаться без топлива

Регионы России могут остаться без топлива

Что происходит?

Первым регионом, о проблемах с бензином в котором заговорили по всей стране, стал Алтайский край. Региональный топливный союз забил тревогу еще полтора месяца назад, отправив в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) письмо о том, что на Алтае возможно возникновение дефицита бензина.

Дальнейшее развитие событий показало, что опасения были отнюдь не беспочвенными: как уже сообщали Kolesa.Ru, в минувшие выходные в регионе разразился настоящий топливный кризис. На АЗС выстроились огромные очереди, продавцы ввели ограничения на продажу топлива. На заправках, принадлежащих компаниям «Роснефть» и «Газпромнефть», которые, по данным Алтайского топливного союза, поставляют в регион 90% нефтепродуктов, бензин стали отпускать только владельцам дисконтных карт: по 20 литров на легковую машину и 30 литров – для внедорожников. Независимые АЗС (а это – половина от общего числа заправок в регионе) и вовсе перестали работать.

Регионы России могут остаться без топливаРегионы России могут остаться без топлива

Как выяснилось на состоявшемся 25 апреля совещании ФАС с представителями Российского топливного союза (РТС), похожие проблемы возникли (или вот-вот возникнут), в общей сложности, в десяти регионах страны. На перебои с топливом жалуются в Брянской, Белгородской, Мурманской областях, Красноярском крае, в Воронеже, Новосибирске, на Сахалине.

В некоторых регионах бензин марки АИ-95 не отпускают за наличный расчет, в других с заправок исчезают и «95-й», и «92-й» бензин; где-то введены аналогичные алтайским ограничения на продажу (не более 20 л «в одни руки»), в ряде регионов буквально за сутки цена на автомобильное топливо взлетела на 4-7 рублей за литр. «При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива!» – предупреждает президент РТС Евгений Аркуша.

Проблем не смогут избежать даже жители обеих столиц. В Петербурге, как рассказал агентству «РИА Новости» президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин, примерно через полторы недели могут быть введены ограничения отпуска топлива. «Сегодня оптовые цены равны ценам на АЗС. При этом спрос превышает предложение, и при наличии средств приобрести топливо негде», – цитирует агентство г-на Ашихмина. Так что бензин на городских заправках, по мнению президента питерского «Нефтяного клуба», будут вскоре продавать либо в ограниченном количестве, либо только по безналичному расчету.

В Москве, как говорят в Российском топливном союзе, у владельцев независимых АЗС уже начались проблемы с закупками. По словам президента РТС, перед Московским НПЗ бензовозы стоят в очередях по 15-17 часов. Топлива нет – его отпуск сокращен, констатирует Евгений Аркуша.

Кто виноват?

В Российском топливном союзе и Федеральной антимонопольной службе всю вину за топливный кризис, в который погружается страна, возлагают на «нефтяных гигантов». Как сообщает пресс-служба ведомства, на уже упомянутом совещании ФАС и РТС участники встречи представили данные, согласно которым «вертикально-интегированные нефтяные компании (ВИНК) создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов».

Руководитель ФАС России Игорь Артемьев усмотрел в поведении компаний-гигантов признаки нарушения антимонопольного законодательства и уже пригрозил им уголовным преследованием. Нынешняя ситуация «может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной», цитирует пресс-служба ФАС руководителя ведомства в распространенном по итогам совещания сообщении.

Регионы России могут остаться без топливаРегионы России могут остаться без топлива

Ситуацию, как говорят в ведомстве, осложняют также профилактические работы, в связи с которыми закрылись сразу четыре нефтеперерабатывающих завода в Центральном Федеральном округе. В ФАС предупреждают, что в мае плановые ремонты предстоят ряду НПЗ в Сибирском Федеральном округе.

Между тем, независимые эксперты, мнения которых приводит «Прайм-ТАСС», видят причины перебоев с топливом в неграмотной политике государства в лице самой ФАС и правительства в деле регулирования топливного рынка. В начале февраля, напоминает агентство, премьер-министр РФ Владимир Путин с подачи антимонопольного ведомства потребовал от нефтяных компаний снизить цены на дизельное топливо. Позднее Минэнерго «посоветовало» удешевить и бензин.

В результате, как говорится в аналитическом отчете центра «Кортес», «начиная с третьей декады февраля экспортировать автобензин и дизельное топливо гораздо эффективнее, чем продавать их на внутреннем рынке». «На российском рынке складывается критическая ситуация, когда сезонный рост спроса на моторное топливо сопровождается не увеличением предложения, а, наоборот, вымыванием объемов с внутреннего рынка», говорят специалисты информационно-аналитического центра.

Опрошенные «Прайм-ТАСС» эксперты называют политику государства в топливной сфере ущербной и предупреждают, что «нынешний форс-мажор, связанный с дефицитом бензина, не первый, и, скорее всего, не последний подобный провал».

Что делать?

На уровне государственной политики – менять нынешнюю структуру излишне монополизированного российского топливного рынка, потому что ситуация, когда один-два нефтяных гиганта поставляют в тот или иной регион 90% горючего (как на Алтае), явно ненормальна. Так что государство должно, по идее, заняться именно этим, а не регулированием цен, как принято сейчас говорить, «в ручном режиме».

Ответ же на вопрос, что делать в ситуации масштабного топливного кризиса рядовому автомобилисту, не столь очевиден. Запасать топливо впрок смысла не имеет – его нужно где-то хранить, а это может быть небезопасно. Поскольку в большинстве регионов, где имеют место перебои с горючим, заправиться «по безналу» все-таки можно, наверное, есть смысл приобрести карту постоянного покупателя какой-либо «брендовой» сети. Но если даже по картам отпускают 20 литров «в одни руки», то и это – не выход.

Ясно одно: на бензин россиянам придется «раскошеливаться» чем дальше – тем больше. Дешеветь он в нынешней ситуации в любом случае не будет…



Партнеры: