Разное-интересное

Формула-1. Гран-при России: «Большой цирк» на Черном море

Формула-1. Гран-при России: «Большой цирк» на Черном море

На первый взгляд, дело обстоит как никогда серьезно: подписан промоутерский контракт с Берни Экклстоуном, гарантом соглашения выступило правительство РФ, на церемонии его подписания присутствовал лично В. В. Путин, по интернету уже вовсю «гуляет» схема будущей трассы.

Между тем, особо обольщаться, и утверждать, что Гран-при России 2014 – уже реальность, не стоит. Как минимум, потому что все ту же песню с незатейливым текстом и на незамысловатый мотив мы слышали не раз и не два (см. материал «Формула-1. Гран-при России: мечты и прожекты»). Нам ее поют всякий раз, когда возникает очередной прожект по строительству российской трассы F1: мол, и схема автодрома готова, и проект известная фирма разработала, и Путин одобрил. Ура, товарищи! Однако воз до сего момента был и ныне там…

Формула-1. Гран-при России: «Большой цирк» на Черном море

Стопроцентной гарантией того, что Гран-при России будет-таки проведен, причем точно в срок, не является и промоутерский контракт между организаторами и Экклстоуном. Как показала нынешняя история с Гран-при Кореи, даже когда гонка официально включена в календарь F1, это еще не значит, что трасса полностью готова и на ней можно проводить соревнования. Этап в Корее был под угрозой срыва буквально до последнего момента!

Главный же вопрос к разработчикам нынешнего сочинского проекта – понимают ли они, зачем России гонка Формулы-1? Проводить в нашей стране этап F1 имеет смысл только в одном случае: если конечная цель – придать за счет этого импульс развитию российского автоспорта. Но для решения именно этой задачи автодром в сочинском Олимпийском не подходит, как говорится, ни при каком раскладе!

Объясним, что имеется в виду. Чтобы интерес к российскому этапу Формулы-1 стал катализатором развития российского автоспорта, нужно не просто провести гонку F1. Нужно, чтобы она прошла на стационарной трассе, и чтобы эта самая трасса могла работать и была бы доступна для использования большую часть года.

Формула-1. Гран-при России: «Большой цирк» на Черном море

Ведь автоспорт – это не только и не столько гонки: это тренировки и тесты команд (как зарубежных, так и национальных и местных), это гоночные школы и, наконец, это так называемые трековые дни, когда любой желающий может приехать на трассу и, заплатив энную сумму кататься по ней либо на своем собственном, либо на арендованном автомобиле. Со всем этим на сочинской трассе возникнут проблемы.

Главным образом, потому что она будет не стационарной, а полустационарной по примеру автодрома «Спа-Франкоршам» в Бельгии. То есть гонки будут проходить частично по перекрытым дорогам общего пользования. Ни о каких трековых днях и организации на подобной трассе гоночной школы речь идти не может.

Но даже если это примут во внимание и сделают-таки сочинский автодром стационарным, есть все основания предполагать, что стоимость аренды трассы (а также проживания рядом с ней) окажется непомерной для небогатых (пока) российских автоспортивных команд. Весьма дорогими (по меркам среднего россиянина) станут и билеты на Гран-при России.

Говорить об этом с уверенностью можно хотя бы потому, что автодром будет построен на средства группы частных инвесторов, среди которых называют компании «Ростехнологии», «Лукойл», «Базовый Элемент» и «Мегафон». Сколько именно им придется вложить, пока неясно: Путин заявил, что потребуется «несколько миллиардов рублей». К тому же российским организаторам соревнований придется отчислять компании Formula One Management Берни Экклстоуна $40-50 млн. в год за одно только право принимать Гран-при.

Понятно, что упомянутые компании – не благотворительные организации, и будут искать способы оправдать свои вложения. Но г-н Экклстоун выстроил бизнес под названием «Гонки Формулы-1» таким образом, что все доходы (от спонсорских поступлений, продажи прав на телетрансляции, рекламы) получает лично он. Организаторам Гран-при остается только прибыль от продажи билетов.

Вопрос: за счет чего группа российских инвесторов собирается «отбивать» вложенные средства? Ответ, думается, очевиден: «взвинтят» цены в прилегающих к автодрому гостиницах и на парковках, также как и за аренду трассы, если она все же будет стационарной; за билеты же «зарядят» столько, что рядовому российскому болельщику будет к ним не подступиться.

О каком-либо развитии российского автоспорта в такой ситуации придется забыть. Равно, как и о привлечении к нему талантливой молодежи. Если только не считать таковой разного рода гламурных мальчиков-мажоров, которым, по большому счету, плевать на гонки: потусоваться бы на VIP-трибуне…

В общем, Гран-при России с вероятностью 95% превратится в зрелище для «випов», богемы и государственных мужей всех рангов. Что же до упомянутых рядовых болельщиков, то им, как и сейчас, дешевле и проще будет съездить на «Формулу» в Венгрию или Турцию. Ну, а гонка в Сочи, как, впрочем, и Олимпиада там же в тот же год, превратится в большой пиар-проект, вроде «Русского дома» на Олимпиаде в Ванкувере, с помощью которого нам будут рассказывать, как Россия встает с колен. Эту песню, во истину, не задушишь…



Партнеры: