Разное-интересное

Зеленый дух

Зеленый   дух

Зеленый   дух

История с биотопливом началась в 60-х годах прошлого века – d эпоху прогрессивного «рывка» автостроения, обострения международных отношений и начала науки экологии. Тогда впервые заговорили о том, что нефти навечно не хватит, что автомобилей стало слишком много и все они жутко коптят небо. Пошли поиски, стали выдвигаться предложения. Так, среди прочих, и появилось то, что сейчас называют «использованием биотоплива». Страницы технических журналов того времени пестрели заметками про то, как в Исландии, например, шоферы заправляют грузовики рыбьим жиром; как в Техасе владелец придорожного кафе наливает в бак масло, оставшееся от жарки пончиков, а в Венесуэле крестьяне гонят из сахарного тростника спирт, но не пьют его, а смешивают с бензином и заливают в баки. Ну и так далее. Появлялись и серьезные тематические статьи с подробным разбором вопроса.

Все вспоминали, что Рудольф Дизель на одной из первых демонстраций своего двигателя показывал мотор, работающий на рафинированном арахисовом масле; что Генри Форд на сельскохозяйственной выставке предлагал свою «модель Т», одинаково хорошо работающую как на бензине, так и на спирту. «Нагоните спирта из кукурузы – вот вам и горючее!» – говорил он крестьянам.

Биотопливо – горючее для автомобильных двигателей внутреннего сгорания, получаемое из растительного или животного сырья. Подразделяется на топливо для дизельных двигателей – т. н. биодизель, и, пригодное для бензиновых моторов: этанол.

Главным техническим преимуще-ством биотоплива является то, что оно не требует ни создания новых типов двигателей, ни значительных конструктивных переработок уже существующих. Биотопливо может использоваться непосредственно для моторов, работающих на нефтетопливе, либо после незначительной их доработки.

С экологической точки зрения, биотопливо является возобновляемым источником энергии, что, в теории, по-зволяет использовать его бесконечно.

Вспоминают про все это и теперь. Ныне сообщения о продвижении в массы биотоплива еще более помпезны и многочисленны – дня не проходит без того, чтобы в Интернете не появилось очередное сообщение на эту тему. «В ЕС начались продажи биодизеля», «В Малайзии с 2007 г. намерены полностью перейти на этанол», «В Бразилии 70% автомобилей ездят на смеси бензина с этанолом». В Сети появилась куча ресурсов и еще больше — восторженных статей.

Впрочем, разница с тем, что было 50 лет назад, все же имеется. Если раньше это была «инициатива снизу», то сегодня решение продвигать и развивать тему биотоплива принимаются «сверху».

Биоэтанол – он же этанол, этиловый спирт, алкоголь. Получается из различного растительного сырья и промышленных отходов. Для двигателей внутреннего сгорания может использоваться как в чистом виде, так и в смеси с бензином (в различных пропорциях). На сегодня Toyota, Mitsubishi, Nissan, Mazda, BMW, DaimlerChrysler, Volkswagen, Renault, Ford и General Motors используют горючее с добавлением до 10% этилового спирта (марка Е10).

Достаточно широко известен биоэтанол Е85 (85% этанола и 15% бензина), который можно купить на заправках в США и ряда стран ЕС.

Так, министрами энергетики 27 государств – членов Евросоюза принята программа, согласно которой к 2020 г. до 20% новых транспортных средств должны будут использовать биотопливо. В 2005 г. в США был принят закон об энергетической безопасности, в соответствии с которым к 2012 г. планируется производить 28.4 млрд л этанола в год.

Причины подобных инициатив лежат, что называется, на поверхности. Правительствам ЕС и США срочно требуется создавать новые рабочие места – если уж не удается удержать дома свое, убегающее в Азию производство техники и электроники.

Сейчас Европа и Штаты переживают очередной виток социального расслоения, имея, с одной стороны, образованных и культурных «местных», а с другой – армию неадаптированных и диковатых иммигрантов и беженцев. Встроить их в социум – вот задача. И тут биотопливо как раз кстати – можно совместить полезное с полезным: решить социальные проблемы и позаботиться об экологии.

Биодизель – метиловый эфир. Получается, в результате термохимической реакции, из растительных или животных жиров. Сейчас наиболее перспективным считается выработка метила из масла семян рапса и бобов.

От традиционного дизтоплива отличается более высоким цетановым числом (56-58 – вместо 50-52), отсутствием серы и более высокой смазывающей способностью. При сгорании выделяет, в среднем, на 50% меньше монооксида углерода (СО), окислов азота (NOX) и сажи.

Биодизель может использоваться в чистом виде (марка В100) либо в смеси с обычным дизельным топливом. Принятый в ЕС и США распространенный состав смеси (марка В20) содержит 20% биодизеля и 80% обычного дизтоплива (солярки). Такую смесь сейчас можно купить практически на всех АЗС Евросоюза.

Существуют американский и европейский стандарты на биодизель – ASTM,2003 и DIN EN 14214,2003.

Кстати, проекты по развертыванию производства биотоплива ныне все чаще звучат и у нас, в России. Министры и чиновники из правительства приезжают на места, смотрят презентации, местность, одобрительно кивают головами.

Чудесная мечта: жители стран третьего мира вместо коки, мака и конопли выращивают полезное сырье для биотоплива. И свою экономику поднимают, и природу планеты сохраняют. Вы верите? Впрочем, если есть идеалы, то к ним обязательно надо стремитьсНу что, заправимся горючим из рапсового масла?. А название-то какое: «Солнечный дизель»...! Только немцы могли такое придумать!

Крупный бизнес, вроде бы, тоже заинтересован. Поднимем сельское хозяйство биотопливом? Засеем все рапсом и будем процветать? Будут наши трактора ездить на биодизеле?

Что же касается этанола, производство которого у нас развернуть как раз таки можно довольно быстро, то здесь, как говорится, облом. В 2006 г. введены новые ставки акциза на этиловый спирт и содержащие его жидкости, под которые подпадает и бензин с содержанием этанола. Это сделало экономически бессмысленными производство и поставки российского топливного биоэтанола.

Но все же в современной истории с биотопливом есть и нечто общее с тем, что происходило 50 лет назад. Ныне, как и тогда, говорили о перспективности и светлом будущем этого вида горючего; о том, что совсем скоро весь мир на него перейдет. Только нефти при этом почему-то потребляется все больше и больше, и, за вычетом кризисов, цена на нее только растет.

Однако…

Согласно различным исследованиям, безвредность двигателей на этаноле – большой вопрос. Да, массовое использование спирта позволит уменьшить выброс в атмосферу двух опасных канцерогенов – бензола и бутадиена, однако при этом существенно увеличатся выбросы формальдегидов и ацетальдегидов: веществ, не менее вредных для природы.

Еще одна проблема – новые посевные площади и заводы для производства и переработки сырья для биотоплива. С переходом все большего числа машин на биотопливо потребуются все больше пахотных земель и предприятий для переработки сырья.



Партнеры: